Кредит 2010 года был увязан с 50-процентным подорожанием газа для нужд потребителей и пропорциональным снижением субсидий. В дальнейшем обещанные 15 млрд сократились до 7 млрд, влитых в украинскую экономику, но при этом сокращение субсидий сохранилось. Украина попросила ещё 20 млрд в декабре 2013-го и ей предложили 15 млрд 29 августа 2014 года. МВФ утвердил весь пакет займа впервые, вопреки своим правилам, предоставив кредит стране, находящейся в состоянии гражданской войны. Предоставленные средства использовались в том числе на военную операцию Киева против восточных регионов, на которые до этого приходилось 25% всего украинского экспорта (преимущественно в Россию). Почти ничего из выделенных денег не досталось регионам, инфраструктуру которых Киев разрушил и которые отчаянно нуждались в средствах….
Условиями кредитов ЕС+США+МВФ было: 1. 40-процентное сокращение субсидий на газ и другие виды энергии – получателями которых были в основном простые люди; 2. 50-процентое сокращение пенсионных выплат в госсекторе; 3. значительное повышение цен для потребителей; 4. приватизация государственных компаний. Приватизация 350 компаний должна была состояться на форуме американских иевропейских инвесторов. В планы входила распродажа одной из крупнейших электрогенерирующих компаний Центрэнерго, а также шести региональных электрогенерирующих и дистрибьютерских компаний.
По результатам опроса общественного мнения, 49% украинцев посчитали, что государственные промышленные предприятия должны остаться в собственности государства, а 30% – что некоторые из них можно приватизировать, но большинство должно всё же остаться государственным. Особенно угрожающей в смысле массовой потери рабочих мест выглядела ситуация в Донбассе: правительство готовилось продать все государственные шахты до конца 2016 года и полностью прекратить субсидировать отрасль к 2020 году.
Поскольку украинский долг был номинирован в долларах и евро, необходимым условием его обслуживания стало повышение поступлений иностранной валюты в бюджет. Таким образом, чтобы расплачиваться с МВФ, Украина должна была продавать свою собственность, в том числе и природные ресурсы, главным из которых являются земли сельхозназначения. В 2013 году Украина была третьим в мире экспортёром зерна и пятым экспортёром пшеницы, с площадью пахотной земли (32 млн гектаров), эквивалентной одной трети пахотной земли Европейского союза. Из этой площади 1,5 млн га приобрели иностранные компании ещё до бегства Януковича (что особенно любопытно, среди них были Monsanto, Cargill и DuPont). После Януковича масштабы приобретения земель на Украине увеличились, сделки стали включать покупку инфраструктуры перевозки грузов.
В докладе Института Окланда (штат Калифорния) от июля 2014 года сказано, что Мировой банк и МВФ – по условиям их 17-миллиарного займа – откроет Украину для генетически модифицированных организмов, продуктов и семян. Для этого Украину будут побуждать к прекращению регулирования государством использования сельскохозяйственных земель, способствовать их продаже иностранным инвесторам, упразднять существующие нормы по обязательной сертификации пищевых продуктов и минимизировать «ненужные затраты» для бизнеса, проистекающие из инструкций и предписаний относительно пестицидов, пищевых добавок и пр.
Монстр агробизнеса и промоутер ГМО – Monsanto – инвестировал в генетически модифицированные зерновые проекты на Украине. В ноябре 2013-го ведущая сельскохозяйственная ассоциация Украины предложила легальные инструменты для создания, тестирования, транспортировки и использования ГМО. Исполнительный комитет «Американо-украинского делового совета» оказался заполнен представителями американских агропромышленных компаний, включая Monsanto, John Deer, DuPont Pioneer, Eli Lilly, and Cargill. Все они были весьма заинтересованы в продвижении ГМО-продуктов.
Иностранные компании обошли украинский закон, заменив покупку земли лизингом и покупая крупные пакеты акций в украинском агробизнесе для того, чтобы изменить эти компании изнутри. Это дало возможность не только внедрять собственные технологии, но также активно менять украинское законодательство для содействия этому внедрению. При этом американские корпорации пользовались активной поддержкой правительства США. Спонсируя Международную службу по внедрению агробиотехнологических методов (МСВАМ), США оказывали влияние на «Американо-украинский деловой совет», стремясь к продвижению ГМО и корпоративному захвату украинского агропрома.
Материалы подготовила
Ольга Хан