Как заставить современное общество уважать свою прессу
Много лет назад, когда я ещё только собиралась поступать на факультет журналистики, выдался в моей жизни не очень удачный день. Появилась моя первая заметка в центральной газете о психологически невыносимой ситуации, сложившейся в одной из московских школ, но прошла опечатка, и номер школы оказался другим…
А вечером в каком-то ток-шоу один из моих любимых артистов выдал слово «журналюги», которое в то время ещё не было так сильно распространено, особенно с прилагательными «продажные и беспринципные»…
В шестнадцать лет трудно держать удар, особенно когда ещё не знаешь, что в любом, даже самом уравновешенном обществе, сложно найти профессию со столь неоднозначной репутацией… А уж в России-то журналистика во все времена вызывала у обывателя реакцию, колеблющуюся от восхищения до ненависти. Обстоятельства способствовали… Для советского времени характерны казённые, безликие, штампованные полосы газет, эзопов язык и яркие вспышки материалов «Литературки», «Комсомолки», «Известий».
Перестройка, свобода слова – и наряду с мастерскими публицистическими работами профессионалов, получивших возможность наконец говорить прямо и по существу, возник невероятный поток жёлтой прессы, уничтожающий саму суть журналистики и дискредитирующий профессию. И столько разных искушений в то время появилось в нашем ремесле, что немногие устояли…
А потом наши души опутал Интернет. Огромная база данных, которая в очередной раз заставила журналистов пересматривать суть и смысл своего труда.
В последнее время выходит много книг, посвящённых журналистике, написанных профессионалами с тоской об уходящем в прошлое мастерстве. Они обращены не только к студентам факультетов журналистики, но и к широкой публике, не по своей воле потакающей метаморфозам четвёртой власти.
, выпускница факультета журналистики МГУ 1993 года
Марзан почти не виден: Книга о журналистике и журналистах. – М.: Союз журналистов России, 2008. – 368 с. с фото
Секреты журналистики (социальный корреспондент). – М.: Икар, 2008. – 382 с.
Недетские истории. – М.: АСТ: Зебра Е, 2008. – 159 с.; 8 л. фото Глубина резкости: мастер-класс. В 2-х кн. – М.: МГИМО-Университет, 2008. – ил. Кн. 1. 348 с.; 2 л. фото; Кн. 2. 339 с. с фото
ЦУНАМИ ВОСПОМИНАНИЙ
Яркая и выразительная, как аргентинское танго, стремительная и темпераментная, как бразильский футбол, полная южных, знойных красок, привезённых автором из Рио, книга в двух томах «Глубина резкости» известного, особенно старшему поколению, журналиста-международника Игоря Фесуненко не может не зацепить взгляд. Причём не только студента, которому завтра сдавать экзамен по «жанрам в журналистике» (ведь книга задумана как учебник), но и взрослого, состоявшегося читателя, связанного с журналистикой лишь мерой заинтересованности в «другом» мире непривычных людей и событий, стремлением к иным, непривычным ракурсам мысли и взгляда.
Автору приходилось работать в разных странах и творить в разных жанрах. Он был корреспондентом отечественного телевидения и радио в Бразилии, Португалии, Италии, на Кубе. Писал в «Комсомолку», «Советский спорт», «Вокруг света», публиковался в «Иностранной литературе», «Звезде», «Москве», «Неве». В 80-х был политическим обозревателем и вёл «Международную панораму», «Камера смотрит в мир», «Сегодня в мире».
«…Как выбрать из этого цунами воспоминаний что-то самое важное? Ведь каждое из этих имён, каждая из этих встреч, даже случайных и мимолётных, могли бы послужить благодатным материалом для интересного эпизода или отдельной главы в этой книге». Свидетельство идеально сложившейся журналистской судьбы, когда в дело идёт каждый вздох. И вряд ли стоит обвинять автора в том, что всю теорию журналистского мастерства он излагает в основном на примерах своего творчества, лишь изредка поминая «Остров Сахалин» Чехова, публицистику Шолохова и эпизоды из жизни товарищей по цеху, работавших в одно время с ним. «… Ну а теперь, передохнув и успокоив себя мыслью, что сделал всё возможное, чтобы дать читателю наиболее полное представление о ходе корриды и её историческом мгновении – убийстве быка, что процитированы классики, отдана дань уважения самым великим знатокам корриды, возвращаюсь к самому себе. То есть к моим собственным, несовершенным и отрывочным впечатлениям от первой встречи с корридой…»
Даже учебник Игорь Фесуненко превращает в живой репортаж из аудитории МГИМО, где он сейчас читает свой курс, посвящённый жанрам интервью, репортажа, портретного, путевого, проблемного очерка, эссе, расследования, комментария, колонки. Он рассказывает о своём опыте работы, об удачах и ошибках, о том, из чего складывается судьба журналистского материала, и параллельно – как слушают его студенты, реагируют на его задания, какие у них возникают вопросы и какие реплики звучат на семинарах.
Каждую главу Фесуненко начинает так, будто обращается не к студентам, а к рядовому читателю, используя все способы, чтобы привлечь и удержать внимание: «Фотография. Софи Лорен… Она сидит на мягком диване то ли полуобнажённая, то ли полуодетая… Слегка наклонившись вперёд, к фотокамере, к зрителю, руками она упирается в диван… Восхищённый взгляд зрителя опускается вдоль этой фигуры: от роскошной причёски – к улыбке, далее – к колье… Затем от ослепительных плеч, через гордую грудь – к великолепным, плотно сжатым ногам. И вдруг замечает, что она, во-первых, – без обуви. И, во-вторых, самое невероятное: на одной из ног у неё порваны колготки?!..»
Так представлено первое задание студентам. Игорь Фесуненко предлагает и всем нам поразмышлять и высказать свои предположения: «Почему великая звезда мирового экрана позволила себе эту непонятную выходку?» Ответы студентов опубликованы. Единственный верный – тоже, правда, уже в следующей главе… «Интриги» такого рода пронизывают весь учебник. В поисках ответа взгляд цепляется за рассказ о том, как Игорь Сергеевич брал интервью у знаменитого Пеле, почему не был написан разоблачительный репортаж с призывом запретить корриду, очерк о том, отчего любовь певицы Эльзы Соарес и футболиста Мане Гарринча не была счастливой… Фейерверк эмоций, информации, чувств, колорита разных стран держит читателя на протяжении всей книги.
К сожалению, самая, пожалуй, важная для начинающего журналиста глава «Не навреди!» оказывается в конце. С неё нужно бы начать. Автор попытался представить некий этический свод современного журналиста, который необходим, но среди официальных и общепризнанных документов не фигурирует.
Вполне возможно, многие «высоколобые» журналисты старшего и среднего возраста, опирающиеся в своих очерках и статьях на философские трактаты Канта и Фейербаха, назовут портрет Журналистики, нарисованный Игорем Фесуненко в своей книге, слишком поверхностным и событийным, вероятно, даже приниженным, лишённым глубины мысли, красоты литературного, писательского слога, которыми издавна славится именно российская лучшая журналистика.
Но думаю, автору важно было, отрешившись от времени, показать основу и суть профессии, напомнить, чем Настоящая Журналистика принципиально отличается от информации в Интернете и тех аляповатых «жёлтых» страниц, которые многие принимают сейчас за российскую прессу: своей неразделимой переплетённостью с живой реальной жизнью, реками, озёрами, пустынями и морем, с людьми, находящимися в любой точке земного шара, со всеми красками и событиями этой планеты. Журналистикой, которой учит Фесуненко, нельзя заниматься сидя в кресле или торча в курилке.
Как связать реальный живой мир с возможно большим количеством людей с помощью своего «я» – менталитета, кругозора, мобильности, любознательности, образования, уровня начитанности, деликатности и таланта? В нынешней журналистике это происходит, может быть, в 10 процентах случаев. Вероятно, благодаря книге Игоря Фесуненко людей, способных работать так, станет много больше.
ЛИШЁННЫЕ ЗЕРКАЛА
Если коротко сформулировать самый важный результат появления книги Павла Гутионтова «Марзан почти не виден: Книга о журналистике и журналистах», то звучать он, пожалуй, будет так: здесь не в теории, а на практике наглядно показано, как профессионально, цивилизованно, виртуозно журналист может пользоваться свободой слова и возможностями полемики на газетных страницах. Не оскорбляя, не передёргивая и в то же время твёрдо отстаивая свою точку зрения на происходящие события.
Книга состоит из четырёх глав. Первая «Жаль, что вас не было с нами!» посвящена советской журналистике, её темам, способам выживания в практически не совместимых с профессией условиях. Обычно читатель получает возможность познакомиться лишь с результатом журналистского труда, опубликованном в газете. В небольших главках Павел Гутионов рассказывает об истории и предыстории появления публикаций. А в советские времена, как известно, этот «подтекст» был много интереснее самих текстов. Приятно, что воспоминания написаны не озлобленно, а легко и с юмором, предваряя последующее утверждение автора: «Любые времена гнут и ломают только тех, кто готов гнуться и ломаться».
В полной мере атмосфера нашей нынешней суетной, многоликой и многослойной жизни начинает чувствоваться во второй части под названием «Секреты пивоваров». Суть существования журналиста в нынешнем обществе – вот главная тема. Полемика вокруг фильма «Последнее искушение Христа», люди из «застеколья», жизнь иммигрантов в нашей стране, ситуация вокруг переноса памятника Бронзовому солдату в Эстонии, презентация книги «С журналистикой покончено. Забудьте» Анатолия Друзенко, Альберта Плутника и Гагика Карапетяна – повод дать ответ на многие вопросы во взаимоотношениях власти, общества и журналиста. «Сегодняшняя вполне очевидная слабость и невлиятельность прессы – это первый и безошибочный симптом слабости общественного мнения современной России».
И о журналистской репутации: «Не только подправить, но даже испортить раз заработанную репутацию оказывается очень и очень трудно. И хотя тезис, будто газета живёт один день, весьма соблазнителен, опыт, увы, раз за разом демонстрирует обратное».
Вполне возможно, пройдёт время, и вера Павла Гутионтова в то, что «журналистика переболеет сегодняшними болезнями», будет оправдана и «общество осознаёт, что неуважаемая пресса социально опасна». Люди поймут, что «общество, лишённое возможности смотреть на себя в зеркало, стремительно дичает. Даже если вместо зеркала ему подсунут парадный портрет красавца, писанного масляными красками».
Реанимированная уже в книге точка зрения автора на те или иные проблемы – обстоятельная и аргументированная – увидев свет в первый раз в газете, утонула в потоке иной, более легковесной и ненужной информации развлекательного характера. Естественно, в этой беде Павел Гутионтов не одинок. Но пока ситуация в обществе складывается не в пользу мыслящих так журналистов, и некоторые причины тому вырисовываются в третьей главе книги «Очередные приключения четвёртой власти». Заключительная же глава «Любимые люди» состоит из очерков воспоминаний о Юрии Щекочихине, Олеге Жадане, Ярославе Голованове, Александре Шумском.
Главное отличие российской журналистики было и, думаю, будет всегда в том, что у нас очень важно, кем передана информация и сформулирована мысль. Авторская журналистика – видимо, именно та игра, на которую стоит делать ставки. Ведь только авторская журналистика даёт возможность ежедневно пишущему человеку притормозить и собрать в книгу свои мысли, чувства, жизнь. О чём-то вспомнить, что-то настойчиво и, может быть, более выразительно ещё раз сказать читателю. Ведь чтобы какие-то механизмы общества начали работать иначе, сказать лишь однажды – недостаточно.
НЕНУЖНАЯ АНЕСТЕЗИЯ
От книги Светланы Сорокиной «Недетские истории» я ожидала некоего эталона современной авторской журналистики. Всегда с удовольствием смотрела её передачи и ток-шоу, сделанные глубоко личностно, напористо и лирично и всегда деликатно. Она всегда безошибочно находила болевые точки нашего времени. Так же произошло и с этой книгой, состоящей из очерков о судьбе детей из сиротских приютов. И тем не менее книга не показалась мне удачной, во всяком случае, равной по интеллектуальному и художественному уровню телевизионным эфирам Сорокиной.
Как всегда, точно выбрана тема: Год семьи, провозглашённое государственной властью стремление ликвидировать детские дома, а малышей раздать в семьи.
Книга написана на основе личного опыта автора. Несколько глав книги посвящено дочери Тосе и истории того, как Светлане Сорокиной удалось найти и удочерить её.
Всё мастерство автора сработало на то, чтобы картина взаимоотношений детских домов и людей, мечтающих усыновить ребёнка, была представлена как можно полно и реалистично.
Почему же, несмотря на все эти располагающие к успеху условия, книга получилась недосказанной, нерешительной, лишённой того сильнейшего жизненного импульса, который всегда придавал энергию передачам Сорокиной?
Мне кажется, причина в том, что книгу в основном держат факты, в большинстве своём известные российскому читателю.
Только глава «Серёжа» о мальчике-детдомовце, которого не смогла усыновить испанская семья, несколько выбивается из той картины, которая складывается из многочисленных телесюжетов на эту тему. «Сначала испанцы показались Серёже старыми и странными: говорили всегда очень громко, без конца смеялись, размахивали руками, пытаясь что-то объяснить. Но вскоре мальчик понял, что впервые в жизни кому-то всерьёз интересно знать, чего он хочет. Впервые взрослые пытались сделать для него что-то хорошее». Однако мэр маленького сибирского городка развернул псевдопатриотическую кампанию под лозунгом «Не отдадим иностранцам наших детей», напоминал о случаях гибели малышей в Америке… С помощью этого судебного процесса мэр города выиграл выборы. А Серёжа погиб – его тело нашли в обводном городском канале. «Было очень холодно, даром, что весна, мальчик в очередной раз убежал из дома, мог замёрзнуть и свалиться в воду, могли толкнуть хулиганы…»
Сюжет важный. Но рассказан не по-журналистски – просто по-женски. Здесь нет интервью с участниками, нет подтверждающих документов, имена, скорее всего, изменены. Литературно-художественными средствами прописать этот сюжет и придать ему должную силу не удалось – язык всех историй очень прост, даже беден. А в холостую произнесённые на эту тему слова снижают уровень остроты проблемы, производят эффект непозволительной анестезии. Не хватает видеоряда – хотя по сравнению с другими главами событийная структура главы «Серёжа» наиболее сильна.
Мне кажется, эта книга – лишнее доказательство того, что средства массовой информации не взаимозаменяемы, и неразумно позволять тележурналистике, а тем более Интернету вытеснять из нашей жизни журналистику газет и журналов. Это два разных искусства, и порой в переложении на печатный лист в области отсчёта уровня и напряжения мысли теле-, радио- и интернет-журналистика оказывается всё-таки на втором месте.
НА ПУТИ К ЗВЁЗДАМ
Завидую нынешним студентам, в распоряжение которых поступает замечательная книга Анатолия Рубинова и Вячеслава Баскова «Секреты журналистики (социальный корреспондент)». Пятнадцать лет назад студентам приходилось во время летней практики в газетах по крупицам собирать информацию, так доступно, коротко и складно изложенную в этом учебнике.
Сейчас мы многому можем научить начинающего журналиста. Придумывать броские заголовки, привлекательные слоганы. Находить потайные тропы на пути к звёздам искусства, науки, спорта и эстрады, брать эксклюзивные интервью. Идеально выстраивать свои материалы, чтобы удерживать внимание читателя до самого конца. Но всё это – во вторую очередь. В конце концов привлекательно оформленная ложь тоже будет с удовольствием прочитана определённым кругом читателей.
Моё глубокое убеждение, что сейчас все учебники по журналистике должны начинаться так, как начинается учебник Рубинова и Баскова, – с главы о журналистской порядочности. «На каждого журналиста ведётся досье. Журналистское досье становится всё более полным. И разоблачительным, устрашающим – для тех, кто не бережёт свою честь. Ни сейчас, ни в далёком будущем не будет прощена случайная ошибка, преднамеренная фальшь, поверхностное мнение, которое напрасно увлечёт невинного читателя, явившись к нему в дом с газетой…» Эту главу хотелось бы процитировать целиком, настолько резко расставлены акценты, настолько необходимы и долгоожидаемы все идеи, звучащие в ней. «Честный журналист не может служить людям, даже поставленным очень высоко, – только Интересам общества. Некоторые работники прессы уже просчитались, присоединившись к политиканам, которые взяли бойких, но слабых духом журналистов – «приводных ремней» – в негласные сотрудники: чтобы они, оставаясь корреспондентами, по их подсказке разоблачали их противников и конкурентов». Эта глава обозначает самую главную, самую болезненную проблему нашей профессии в нынешней России: «Странно, что даже известным журналистам неведомы обязательные этические нормы их же профессии. В Германии любой студент знает, что «журналист всегда должен сообщить собеседнику о том, что он журналист». Так записано в «Директиве. Пункт 2.4». В этом документе изложены другие требования, обязательные для человека, который работает в средствах массовой информации. Они делают труд журналиста поистине достойным». У нас нет такой директивы! Клятва Гиппократа – есть, аналогичного документа в отношении профессии журналиста – нет! Поэтому журналист может позволить себе ВС›. И в ответ на это общество по отношению к журналисту тоже может позволить себе ВС›. Эти первобытно-ненаказуемые и даже не всегда порицаемые отношения журналистики и общества вряд ли смогут пойти во благо всем… Думаю, не стоит долго рассуждать и о том, что из-за отсутствия такой «директивы» страдают вовсе не «продажные и беспринципные журналюги», а те, кто пытается поддерживать достоинство и честь российской журналистики и публицистики.
Последующие главы книги Рубинова и Баскова выдержаны в конструктивном ключе. Брошено вполне оправданное обвинение современной журналистике в том, что она слишком мало занимается социальными проблемами, почти не касается бытовой жизни каждого из нас. Есть список столь мало охваченных тем и способы раскрыть их так, чтобы оправдать интерес читателя. Есть необходимые словари – редакционной, компьютерной, ходовой английской лексики, что позволяет быстро и значительно сократить разрыв между поколением мэтров российской журналистики и юных студентов.
Книга просто-таки настольная. Но, конечно, не для тех, кто идёт в журналистику, «чтобы стать богатым», «чтобы прославиться», «чтобы иметь возможность общаться со звёздами шоу-бизнеса». Тем более что до звёзд в нашей профессии очень далеко…
Непростую ситуацию, возникшую в нашем обществе по отношению к журналистике, естественно, не исправить юным выпускникам факультетов журналистики, учившимся по этим учебникам, но в реальности видевшим совершенно другое. Остаётся надеяться, что те глубинные процессы нашего ремесла, отмеченные авторами этих книг, приведут всех нас в конечном счёте к цивилизованным отношениям. И не позволят новому поколению журналистов испытывать на себе брезгливые и совершенно неоправданные обвинения в выборе ужасной и неблагодарной профессии. Ведь в юности нелегко держать удар…