Человек, любящий Родину, вправе не только гордиться ею, но и испытывать за неё стыд
Понятие «патриотизм»… Смысл его прост и неоднозначен одновременно. Владимир Путин уже не раз отмечал, что патриотизм был и есть искомой национальной идеей России.
Писатель-сатирик Генри Филдинг подметил, что в жизни часто встречаются так называемые своекорыстные патриоты. Для них личная выгода, особенно во время войны, определяет степень любви к отчизне. Для них «моя лавка» и есть «моя отчизна».
Негативное понимание патриотизма (по вигам) по-своему выразил Лев Толстой. Он считал, что только последние негодяи могут подменять любовь к Богу любовью к существующей власти, которая, по его мнению, всегда исходит из корыстных интересов. Это, правда, противоречило известной православной догме, что нужно любить власть, ибо она от Бога.
Смешение понятий связано с тем, что до середины XIX века многие философы и политики считали государство выражением общих и даже всеобщих интересов граждан (Гегель и др.). Мол, государство существует, чтобы выражать всеобщие интересы.
Марксизмом такое понимание государства было подвергнуто радикальной критике. Оно рассматривалось не как выражение всеобщих интересов граждан, а как машина «для поддержания господства одного класса над другим» (Ленин). Из такого понимания государства вытекал и тезис коммунистов, что пролетарии в условиях господства буржуазии «не имеют своего отечества» (Манифест компартии, написанный Марксом и Энгельсом). Ленин позже уточнил, что лишь после установления cоветской власти трудящиеся обретают своё социалистическое отечество, становясь подлинными патриотами.
Однако настоящий марксизм не абсолютизировал сугубо классовый подход к общественным явлениям. В связи с этим у каждого государства есть по меньшей мере две основные функции: общечеловеческая, связанная с выполнением общих дел, необходимых для совместного проживания людей, и классовая, связанная с деятельностью господствующих классов. Поэтому Ленин не видел ничего зазорного в том, чтобы использовать буржуазных чиновников и специалистов.
Сторонники социалистической идеи, или левые, всегда вкладывали в понятие патриотизма классовый смысл, но означает ли это, что трудящиеся никогда не должны поддерживать прогрессивные меры буржуазного государства? На мой взгляд, не означает. Не питая иллюзий по поводу прогрессивности современного буржуазного государства, левые могут его поддерживать, когда оно, учитывая интересы людей, будет улучшать их жизнь.
В связи с украинским кризисом слово «патриот» снова на слуху. Патриотами себя называют россияне, которые одобряют итоги крымского референдума или помогают ополченцам Донбасса в борьбе с националистической киевской властью, поощряющей фашизм и бандеровщину. С противоположных позиций выступают представители так называемой либеральной оппозиции. Они осуждают внешнюю политику России, считая её империалистической по аналогии с политикой царизма в годы Первой мировой войны. Патриотизм большинства современных россиян они называют проявлением шовинизма и имперского сознания. Отвергают наличие фашизма на Украине, не видят жесточайших проявлений украинского национализма, а карательную операцию против жителей Донбасса называют освободительной борьбой патриотов Украины против российской агрессии и сепаратизма. Их не волнует реальное отношение самих украинцев к этой гражданской, по сути, войне. Хотя власти Киева, призывая молодых украинцев в ряды ВСУ, постоянно сталкиваются с тем, что мало кто спешит воевать и умирать ради интересов новых олигархов. Отсюда и бегство за рубеж десятков тысяч молодых людей, для которых нынешняя «нэнька» – мачеха.
Иное отношение к войне у ополченцев Донбасса; они добровольно вступают в армию, осознавая, что воюют за свою землю.
А как следует понимать патриотизм в самой России? Полагаю, он может быть «прибежищем умных и честных людей» и «прибежищем негодяев».
Руководство страны, судя по всему, считает апелляцию к патриотизму стержнем объединительной идеологии, хотя в ней нередко присутствует эклектический синтез либеральной экономической политики и культ «великодержавия», питающийся соками во многом устаревших дореволюционных традиций. На мой взгляд, это весьма противоречивая и далёкая от современности идеология. Что касается либералов-западников, то для них, как правило, патриотом является тот, кто убеждён в «святости» частной собственности и безусловном могуществе свободного рынка, кто боготворит демократию в её американизированном варианте, даже если она навязывается силой. Националисты (особенно их шовинистическая ветвь) понимают под патриотизмом не столько любовь к родине, сколько неприязнь к внешнему миру и разным «инородцам», которых воспринимают заведомо враждебно.
Действительно, просвещённый патриотизм предполагает не словесную, а деятельную любовь к родине, которая проявляется в конкретных делах, приносящих пользу людям. При этом подлинный патриот может не только гордиться своей страной, но и испытывать за неё стыд, когда, например, её руководители совершают неправомерные поступки или ведут себя неподобающим образом. Особенно стыдно и больно за родину, если народ плохо живёт, а за слабость и несамостоятельность её перестают уважать. Часто такой стыд и такая боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество. Эти чувства не стоит путать с чувством презрения или снисходительной терпимости.