Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

Последний бастион свободы

01 января 2007

ЛИТЕРАТУРА – НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ?

Всегда с удовольствием, а иногда и с удивлением наблюдаю, как живо реагируют иностранцы на судьбы героев русской литературы. Казалось бы, какое дело студентам из Мали или Ганы до судеб Онегина или князя Мышкина. Да и что вообще они могут понять в образе жизни русской аристократии уже позапрошлого века?.. А вот ведь финал «Евгения Онегина» и «Идиота» неизменно вызывает слёзы. Сходную реакцию можно видеть в китайских, корейских и вьетнамских группах. Русская литература XIX века несёт в себе не просто следы давно ушедшей культуры, а общечеловеческие мотивы, способные затронуть самые глубокие стороны души любого. 

Многие студенты из Восточной Европы, бывших стран «социалистического содружества» приезжают настроенные весьма критически к России, а иногда и резко негативно. Список претензий к нашей стране распространяется чуть ли не до XI века. И здесь опять на помощь приходят не учебники истории, не «краткие курсы» и уже тем более не выступления политиков, а именно литература. Лишь после долгого и глубокого обсуждения поведения героев русской классики, их религиозных проблем и духовных конфликтов студенты-иностранцы становятся способны взглянуть на нашу историю по-иному, понять причины того или иного события или поведения политического лидера, а иногда даже и признать правомерность какого-либо действия. Литература открывает им то, чего нет ни в одном учебнике, – логику поведения русского человека. 

Уже сейчас студенты, приезжающие к нам, чтобы лучше освоить русский язык, не удовлетворяются только лишь «практикой речи». Они считают, что понимание русской литературы – обязательное условие хорошего владения языком. Почему же тогда в нашей собственной стране вообще оказывается возможной дискуссия о необходимости преподавания литературы как обязательного предмета? Неужели иностранцы лучше понимают её значение для мировой цивилизации, чем наши чиновники? 

К сожалению, нигилизм во многом связан с проблемами ещё советского образования. Вспоминаются слова известного диссидента и политзаключённого Владимира Буковского, который как-то признался, что в детстве ненавидел гуманитарные предметы из-за их идеологизации. Из-за того, что ему приходилось писать сочинения с анализом «положительных и отрицательных образов». Только находясь в тюрьме, Буковский заново перечитал Толстого и понял, что это «страшно интересно». 

Произведения часто выбирались не самые лучшие или интересные для подростка, а те, которые отвечали правящей идеологии. Так, из всех гениальных пьес Чехова был выбран «Вишнёвый сад». Не потому, что она лучшая, а исключительно по той причине, что в связи с ней можно было разглагольствовать о «вырождении дворянства», «бесчеловечности капитализма» и о том, что Чехов «предсказал социалистическую революцию». 

Список изучаемых в школе произведений не обновлялся по сей день. Предлагаемый перечень не отвечает ни интересам юного читателя, ни запросам современности. Он обслуживает интересы коммунистической идеологии и социалистической системы 50-летней давности! Почему в программах неизменно появляются такие сказки Щедрина, как «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» или «Медведь на воеводстве»? В советские годы – из-за их «прогрессивности». А теперь? Только из-за духовной лени, консерватизма и полного нежелания или неумения взять и рассказать что-то новое и более интересное. А ведь сегодня куда важнее обратиться к таким шедеврам Щедрина, как сказки «Либерал», «Приключение с Крамольниковым», «Рождественская сказка» или хотя бы «Коняга». 

Щедрину, это к слову, вообще не повезло в нашей науке. Ярлык «сатирика» и «обличителя недостатков» совершенно закрыл гениального писателя и великолепного мыслителя, равного по силе таланта Достоевскому и Толстому. Но ведь чтобы увидеть это, необходимо хоть немного отойти от традиционных трактовок советского времени. Следует прямо признать: без обновления списка художественных произведений и без новых подходов к их изучению курс литературы в школе будет окончательно загублен. 

Закономерно возникает и вопрос о ЕГЭ. Известно, что в нашей школе сложилась традиция формировать у ученика понимание художественного произведения. Однако тестирование опирается на совершенно иной принцип – на механическое запоминание даже не текста, а правильного ответа, указанного в конце сборника вопросов. Я даже не говорю здесь о дебилизации учащихся при такой реформе. Хочу обратить внимание на методическое несоответствие принципов преподавания и проверки знаний. Необходимо открыто заявить: введение ЕГЭ по литературе – это грубейшее нарушение методики преподавания этого предмета. В таком виде экзамен не может выявить истинного уровня знаний и не должен быть принят и признан. Более того, он даёт основание оспорить любые результаты в суде. 

Всё это – самые простые и понятные всем вещи. Я не хочу задавать риторический вопрос: неужели это не понятно нашим чиновникам? Я думаю, что они всё прекрасно знают. Я также далёк от мысли, что ситуация с преподаванием литературы в школе – результат происков «злобного Запада», который навязывает нам Болонскую систему с единственной целью – уничтожить наше образование. Дело в том, что Болонская система вовсе не подразумевает ничего из того, что пытаются сделать чиновники с нашей средней и высшей школой. Значит, они делают всё это совершенно сознательно и с определённой целью. Какова же эта цель? 

Я думаю, что открыл главную причину, по которой бюрократическая машина так заинтересована в уничтожении преподавания литературы в школе. Русская литература своим высоким моральным и духовным уровнем не вписывается в создаваемую систему всеобщего холуйства и преклонения перед силой государства. Страшно представить: а вдруг народ её действительно прочитает. 

Сергей ТЕЛЕГИН, профессор Государственного института русского языка им. Пушкина

Обсудить в группе Telegram

Сергей Телегин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS