Да, именно эти собравшие рекордную кассу кинокомедии, где в одной смешно изобличался и перевоспитывался олигархический мажор, а в другой – столичный прохиндей возвышался до былинного героя, не раз упоминались в рекламной кампании «Непослушника». Видимо, очень хотелось если не повторения успеха, то хотя бы хорошего проката.
Лирические комедии – самый любимый в народе жанр. И слава богу стали появляться вполне конкурентоспособные, весёлые фильмы, но хочется ещё. В «Непослушнике» используются сценарные идеи, которые легли в основу «Холопа», а главную роль играет актёр Виктор Хориняк, хорошо зарекомендовавший себя в «Последнем богатыре». Приглашены актёры с большим комедийным потенциалом и опытом. Великолепный Юрий Кузнецов замечательно сыграл настоятеля монастыря, перевоспитавшего пранкера Дмитрия (ДиМонстра), Максим Лагашкин хорош в роли протоиерея-карьериста, прелестные актрисы трогательны в лирических ролях. Гениальная рыбниковская «Аллилуйя любви» в исполнении монахов и других героев великолепно завершает фильм. Но почему настоящего успеха нет?
Ведь и сценарий неплох: его писали Михаилы Бобровник и Зубко при участии Владимира Котта, он же режиссёр. Но вот лирических комедий раньше он не снимал, вряд ли к ним можно причислить сериал об адвокатах «Заступники», а судя по его недавней ленте «Конец фильма», к народному кино он относится с презрением.
«Непослушник» энергично начинается, мощно заявляется главный герой – блогер, готовый пуститься во все тяжкие ради лайков и просмотров. У этого ДиМонстра всё вроде есть, и он натурально бесится с жиру. Земляк, поступивший в московский храм, невольно навёл на кощунственный замысел. Чтобы на своём ютьюб-канале поставить рекорд, ДиМонстр устраивает – а подруга и компаньонка (Аглая Тарасова) послушно снимает – адскую оргию в храме. Скандальный ролик производит фурор в Сети, но на героя заводят дело. Чтобы не сесть в тюрьму за оскорбление чувств верующих, ДиМонстр скрывается в монастыре, куда из-за этой акции сослали земляка.
Фабула отличная, очень, надо сказать, современная. Но как только в кадре возникает реальный величественный, но заброшенный храм, каких в средней полосе очень много, комедийное настроение резко падает. В голову лезут мысли не по теме: ну почему в Москве строят и строят новодел, а прекрасные храмы в провинции не восстанавливают? В связи с этим первая, как мне кажется, ошибка постановщиков. Она – в несоответствии интерьера жанру фильма: он какой-то артхаусный, погружающий в «свинцовые мерзости русской жизни», а отнюдь не лирико-комедийный. Юрий Кузнецов в роли архимандрита, повторяю, очень убедителен, замечательно добр и лукав, как и все монахи, понуждающие ДиМонстра к исправлению, хороша и Татьяна Орлова в роли руководительницы иконописной студии, которая неусыпно блюдёт прелестную ученицу Настю, но середина фильма очень проседает.
Полагаю, есть также серьёзная ошибка в распределении ролей. И потому очень важная лирическая линия недостаточно убедительна. Аглая Тарасова в роли влюблённой в ДиМонстра компаньонши так хороша, озорна и сексапильна, что непонятно, какого же рожна герою ещё надо. На всё для него готовая, мечтает, чтобы он сделал ей предложение, видно, что будет преданной женой. Чем его монастырская избранница (Таисия Вилкова) лучше? Другое дело, если бы герой в глубине души понимал, что то, чем он в миру занимался, какую жизнь вёл, – отвратительно, если бы женщина, с которой он тусовался в своей богемной столичной квартире, была бы кикиморой болотной в сравнении с неземной красоты монастырской принцессой, тогда его неожиданную тягу к чистоте, принципам монашеской жизни можно было бы понять. А тут путаешься, любовь это или очередная блажь пресыщенного мажора? То есть лирическая пружина в фильме вялая, а других нет.
И жаль, был шанс снять очень успешную кинокомедию.