Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Новый день с новым комом в горле,
сколько скорбных добавит вех?
Много, много на свете горя,
славу Богу, хватит на всех.
Нету гроздьев грозы без грома,
нету мира без мрачных бед,
нету дома, чтоб был без гроба,
Воскресенья без смерти нет.
Птицы чёрные за плечами
гасят свечи кривым крылом,
слишком много кругом печали,
слишком мало любви кругом.
Память вечную пели в храме,
а в просвете сырых небес –
золотились над куполами
облака, словно райский лес.
Колокольная Русь гудела,
отдаваясь в сердцах глухих,
будто бы разбудить хотела
всех живых и мёртвых своих.
6.12. 08.
«Я от души желаю всем работникам редакции, вашим единомышленникам, читателям, представителям интеллигенции больших успехов, благословенных успехов в вашей деятельности. Чтобы экономические трудности не отражались на газете, чтобы она выходила неизменно. Все испытывают сегодня экономические трудности: и газеты, и Церковь. Это наша общая участь. Но, дай Бог, чтобы «Литературная газета» объединяла интеллигенцию».
Из выступления Алексия II в «Клубе 206», «ЛГ» № 24, 1995 год
Кончина Патриарха – огромная утрата для нашего Отечества. Всей мощью тысячелетней православной традиции и силой своей натуры он удерживал нравственное равновесие в душах людей. Возглавив Церковь в новейшие времена, он без потрясений и твёрдо провёл «второе крещение Руси», дав нам ощущение глубокого тыла. Его голос помог остановить гражданскую войну в 1993 году. Прервав пастырский визит на Аляску, Патриарх тогда вмешался в конфликт и дал сигнал противоборствующим сторонам, что подавляющее большинство населения выступает против кровопролития. Он провозгласил анафему всем, кто прольёт кровь. Его миротворческие усилия повлияли на решения многих участников конфликта, и с тех пор Патриарх стал не только церковным, но и духовным лидером России.
За ним действительно стояла наша История. Я понял это сразу, как только мы познакомились. Это произошло летом 1992 года, когда я руководил Фондом восстановления храма Христа Спасителя и занимался множеством проблем – от юридического оформления территории до заказа архитектурного проекта.
Патриарх быстро принимал решения и заглядывал далеко в будущее. Поскольку наш фонд располагал недостаточными средствами, надо было выбрать правильное направление действий. Было два варианта: установить небольшую церковь и начать освоение территории или накапливать ресурсы и ждать лучших времён.
Мы предложили первый вариант. Патриарх выслушал нас, осмотрел макет маленькой деревянной церкви во имя иконы Державной Божией Матери и утвердил первый вариант, сказав, что за этим шагом вскоре последуют и другие. Так и вышло. После этого восстановление быстро двинулось вперёд, получив поддержку мэра Москвы.
Однажды Патриарх сказал мне, что стал заниматься генеалогией своего рода и узнал, что один из его предков был участником и героем Отечественной войны 1812 года; это генерал-майор Александр Ридигер, командир полка, георгиевский кавалер, участник взятия Парижа. В то же время я тоже узнал, что и мой предок – казачий урядник Игнатий Рыбас сражался на Бородинском поле и потом стал прототипом одного из персонажей фрагмента Бородинской панорамы Франца Рубо «Бой во ржи» (казак с окровавленной головой рубится с французскими кирасирами). Выслушав меня, Патриарх улыбнулся: «Видите, наши предки открылись нам, когда мы стали восстанавливать храм Христа Спасителя». Напомню, что этот храм – памятник той войне.
Он был человеком традиционной культуры. Даже в его речи порой звучал «гвардейский санкт-петербургский выговор» – твёрдое «е». Он собственноручно писал письма близким людям и просто знакомым, не доверяя это своим секретарям. Однажды в моём присутствии он разговаривал по телефону с одним из архиепископов и очень сердечно расспрашивал о его здоровье. Так говорят отцы или старшие братья.
Он любил книги, особенно исторические. У него была огромная библиотека, в которой было много мемуарной и исторической литературы. Когда я подарил ему мой двухтомник «Сталин. Судьба и стратегия», он прислал мне письмо.
Приведу отрывок: «Осмысление исторического пути нашего государства и роли личности в истории, несомненно, дело весьма сложное. Однако можно признать, что исторически Россия, будучи связана с Европой, всегда шла своим путём развития, основываясь на особенностях славянской культуры и духовности. В мировоззрении людей была укоренена идея любви к стране и ближнему, посему неслучайно в российской государственной идеологии главным было жертвенное служение Отечеству.
Вместе с Вами надеюсь, что уроки прошлого не были напрасны – они должны быть учтены современниками, дабы к нашей общей радости Россия наконец стала духовно сильным, нравственно здоровым и экономически развитым государством».
В этих словах его видение нашего будущего.
В юном возрасте он жил с родителями за пределами России и проникся пониманием, что привязанность к российским духовным традициям была фундаментом, на котором выстояли оказавшиеся в эмиграции русские. Поэтому длительный и очень непростой процесс канонического объединения с заграничной Православной Церковью должен был произойти именно при нём. У него в душе не было разрыва. В том Патриарх был удивительно целен и стремился помочь всем нам преодолеть наши внутренние настроения, когда мы единое прошлое страны до сих пор делим на вечно враждебные друг другу периоды. О таких разрывах он сказал: «Они разрешимы доброй волей и христианской любовью».
В последние годы у него болело сердце. В некоторых случаях ему приходилось претерпевать сильные мучения, и, скажем об этом прямо, врачи предупреждали его, что надо ограничить активную деятельность. Но он продолжал своё служение. Особой остроты это напряжение достигло летом нынешнего года во время его визита в Киев на торжества в честь 1020-й годовщины Крещения Руси. Ему говорили, что крайне нежелательна в жару поездка на берега седого Днепра. Но как он мог не поехать, если возникла угроза углубления конфессионального раскола и перехода Украинского патриархата под юрисдикцию Константинопольского патриарха? В Киеве должен был быть только Патриарх Московский и всея Руси. И он поехал. Визит прошёл успешно, но по возвращении Патриарх пережил предсмертное состояние.
После этого он как будто поправился и продолжал активную деятельность. За несколько дней до кончины он написал завещание.
Накануне рокового дня Патриарх провёл службу в храме. Он сам выбрал свою судьбу. А если смотреть широко – и нашу общую судьбу. Он был обаятелен, прост. У него были сильные широкие руки, его рукопожатие было тёплым и крепким.
В чём урок жизни этого великого человека? Верность России во все времена, мужество и долготерпение, неустанная работа, любовь к нам, грешным? Да, всё так. Но остаётся тайна. Иногда в его остром взгляде чудился отблеск Вечности. Взгляд Патриарха как бы говорил: «Не бойтесь испытаний, ищите мужество в своей вере».
Мне кажется, он был послан нам в трудные времена для великой миссии. Его заветы остаются неисполненными. Власть не до конца понимала его. Вот его настоятельная рекомендация – ввести в школах преподавание основ православной культуры – осталась неуслышанной.