Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 декабря 2019 г.
  4. № 51 (6718) (18.12.2019)
Литература Библиосфера Культура Интервью Мнение

Последняя плотина

Способна она сдержать графоманское половодье?

18 декабря 2019


Самая большая проблема «тол­стяков» – проблема падения про­фессионального уровня, – считает главный редактор «Сибирских огней» Михаил Щукин.


– Михаил Николаевич, «Сибир­ские огни» – старейший лите­ратурный журнал России. Он возник раньше «Нового мира». Через три года, в 2022 году, «Си­бирским огням» исполняется 100 лет. Журнал сейчас прекрас­но выглядит: хорошая бумага, отличная обложка, все двена­дцать номеров в год выходят без задержки… Но был период, уже в новейшей истории, когда журнал почти умирал. Как вам удалось его спасти?

– Действительно, на сегодняшний день «Сибирские огни» являются ста­рейшим литературно-художествен­ным журналом в стране. В марте 1922 г. в провинциальном Новониколаев­ске (нынешний Новосибирск) вышел первый номер. Ещё гремят отголоски Гражданской войны, кругом разруха, буйствует тиф, а тут – журнал… Лите­ратурно-художественный. Это было событием не только для Сибири, но и для всей Советской России. Максим Горький, предсказывая новому изда­нию большое будущее, не ошибся. Фундамент, заложенный отцами-осно­вателями, оказался прочным: ни вой­на, ни сумрачные девяностые годы, ни более поздние беды не смогли разру­шить этот фундамент. Из «Сибирских огней» пришли в литературу многие известные писатели: Павел Васильев, Леонид Мартынов, Анатолий Иванов, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Николай Самохин… Список этот мож­но продолжать и продолжать, и чем полнее он будет, тем яснее увидится, что история «Сибирских огней» – это история русской советской литера­туры, а если взять шире – история нашей страны. Сейчас, когда оци­фрованы и выложены на нашем сайте (сибирские огни.рф) номера журнала, начиная с первого и заканчивая две­надцатым номером 1980 г., это видится по-особому зримо. Работа продолжа­ется, и мы надеемся, что к столетию все номера «Сибогней» будут доступ­ны читателю из любой точки страны и мира.

А что касается «спасения»… Это отдельная и не очень весёлая история, о которой, может быть, я когда-нибудь подробно расскажу. А сейчас крат­ко: после неприглядных скандалов, в результате которых во главе журнала оказался человек, абсолютно непри­годный для такой работы и почти раз­рушивший всё до полного основания, мне в высоком кабинете было сказано: «Либо ты соглашаешься стать главным редактором, либо мы журнал закро­ем...» И что мне оставалось делать? Вот так я стал свадебной лошадью, у кото­рой, как известно, грива в лентах, а одно место в мыле.

Конечно, сил потрачено было нема­ло, но потрачены они не напрасно. На сегодняшний день мы являемся госу­дарственным бюджетным учреждением культуры «Редакция журнала «Сибир­ские огни» и находимся в подчинении Министерства культуры Новосибирской области. Чиновников у нас хвалить не принято, принято ругать, но я эту тра­дицию нарушу: если бы не поддержка областной власти, не было бы ни журна­ла, ни этого интервью, потому что гово­рить было бы не о чем.

– Понятно, что региональные власти оказывают поддержку, а что делает сам журнал? Насколько я знаю, «Сибирские огни» вручают свою премию, организуют семина­ры, встречи с читателями… Расска­жите, пожалуйста, подробнее.

– Прежде всего, как уже было сказа­но, двенадцать номеров в год. Это – глав­ное. Когда вошли в график, поменяли оформление, наладили работу с автора­ми, стали расширять деятельность, если так можно выразиться, вокруг журнала. Задача была простая – вернуть «Сибир­ские огни» в информационное про­странство, а то меня, когда стал главным редактором, иногда спрашивали: «А что, они ещё выходят?» Придумали «Литера­турный десант» и поехали к читателям с затаённой тревогой: «А нужны ли мы? Придут ли на встречу эти самые чита­тели?» Оказалось, нужны, и читатели пришли. Начиная с конца 2014 года мы побывали во всех районах Новосибир­ской области, в Кемерове, в Ленинске- Кузнецком, Юрге, в Томске, в Абакане, Саяногорске, в Барнауле, в Новоал­тайске и, конечно, в селе Сибирские огни Алтайского края. Есть такое село, названное, по народной молве, в честь журнала.

Второе направление – это сайт и страницы «Сибирских огней» в соци­альных сетях. Литературно-художе­ственный журнал, на мой взгляд, должен быть в хорошем смысле слова консервативным, а вот пропаганда, продвижение самого журнала в ныне­шних условиях требуют постоянно­го обновления, и здесь возможности интернета нужно использовать по максимуму. На сайте выкладываются не только вышедшие номера и новости, но и аудио- и видеозаписи, связанные с историей и культурой Сибири, филь­мы сибирских режиссёров, песни на стихи новосибирских поэтов, аудио­лекции по истории Сибири.

С 2015 г. лучшим авторам вручаем премии по итогам прошедшего года. Торжественно, в зале Новосибирско­го художественного музея. Деньги на премию изыскиваем сами, старым, проверенным способом: снимаешь шапку и пошёл по городу – глядишь, и накидали… А если серьёзно, люди охотнее отзываются, когда видят, что мы занимаемся реальным и значимым делом.

Ещё одно направление – совещания сибирских авторов, которые мы теперь проводим ежегодно. Проводим их на турбазе, которую нам безвозмездно предоставляет новосибирская компа­ния «NORDАЗИЯ», на берегу Обского моря. И есть уже первые результаты. Вокруг журнала начинает складывать­ся сообщество молодых авторов, кото­рые завтра и будут определять лицо «Сибирских огней».

– «Сибирские огни», в отличие от многих журналов, платят гоно­рары. К сожалению, в обычном для периодики минимальном размере. Вы пытаетесь, как главный редак­тор, способствовать решению этой проблемы?

– Как главный редактор, я стыдливо опускаю глаза, когда речь заходит о раз­мере гонорара. Но один молодой поэт, не лишённый чувства юмора, написал нам, что две бутылки коньяка на доро­ге не валяются, правда, не уточнил, какой марки коньяк… Конечно, пыта­юсь. И, конечно, надеюсь, тем более что всегда нахожу понимание и поддерж­ку в нашем Министерстве культуры. Давайте пока подождём…

– Вы известный автор многих любимых читателями романов, опубликованных как в Новоси­бирске, так и в Москве, лауреат литературных премий. Ваша проза доступна для чтения в интернете. Сейчас, когда Сеть стирает инфор­мационные и культурологические границы между столицей и регио­нами, остаются ли, на ваш взгляд, какие-то именно региональные литературные проблемы?

– Да, интернет сегодня даёт возмож­ность выйти к читателю любому автору. Хорошо это или плохо? Однозначного ответа у меня нет. В связи с этим вопросом упомяну ещё об одном нашем проекте – «Журнальный мир». Этот сайт мы запу­стили на скромный грант, полученный от правительства Новосибирской области, а сегодня он существует на волонтёрских началах. На этом сайте представлено большое количество именно региональ­ных журналов и альманахов, хотя есть и московские, и питерские, в том числе «Наш современник», «Юность», «Роман- газета» и другие. Задумывался сайт как некая панорама современной литера­турной картины всей России, такой, какая она есть. Образно выражаясь, мы построили прилавок, на котором каждый может выложить своё изделие. Сразу ого­ворюсь, изделия по качеству разные, но такова реальность.

Особых, именно региональных про­блем в картине современной литератур­ной жизни я не вижу. Есть одна пробле­ма, но она одинакова как для столиц, так и для провинции – падение профессио­нального уровня. Обилие графоманов просто зашкаливает. И ладно бы мир­ных, ан нет, графоманы нынче воин­ственные. Ах, вы мне в публикации отка­зали! А я на вас телегу накатаю – мини­стру, губернатору, а то и в сам Кремль.

Похоже, толстые журналы остаются последними плотинами, которые ещё сдерживают это графоманское поло­водье.

– Во многих странах любой маленький городок – литературно самодостаточен. Новосибирск – некоронованная столица Сибир­ского края, упорно превращаемый литературной Москвой в провин­цию. Сейчас на Украине циркулиру­ет мнение о возможном отделении Сибири от России в связи с непони­манием центром гигантского зна­чения региона. В «Сибирские огни» приходит поток публицистических материалов: не замечаете ли возро­ждения идей сибирского областни­чества?

– Пётр Андреевич Словцов, историк, «сибирский Карамзин», как его называ­ли, в своём гигантском труде «Истори­ческое обозрение Сибири», рассказывая о смуте, которая охватила Москву во времена самозванцев, утверждал, что «держава русская в Сибири не помра­чалась». И добавить к этому утвержде­нию нечего. Не помрачалась и не будет помрачаться.

А что касается «литературной про­винции»… Настоящая литература вез­де есть, просто она выпадает из инфор­мационного поля, которое полностью забито столичными авторами. Изда­тельства, премии – тоже в столицах. Литературная жизнь, которая подаётся в СМИ, сконцентрирована в пределах Садового кольца. Это плохо.

 


«ЛГ»-ДОСЬЕ

Михаил Николаевич Щукин родился в 1953 году в селе Мереть Новосибир­ской области. Окончил Высшие литера­турные курсы Литературного института им. А.М. Горького. Несколько лет отдал журналистике: был собственным корре­спондентом журнала «Огонёк», а также собственным корреспондентом газеты «Литературная Россия». Как корреспон­дент объездил всю Сибирь, побывав в самых дальних местах края. Автор мно­гих прозаических и публицистических книг, выходивших в разные годы в Ново­сибирске, Москве и за рубежом. Лауреат литературных премий, в том числе На­циональной литературной премии имени В.Г. Распутина.

Тэги: Мария Бушуева Михаил Щукин
Обсудить в группе Telegram

Мария Бушуева

Мария Бушуева (Китаева) — прозаик, критик... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Способ лечения человека

    27.07.2022
  • Как отзовётся имя в веках

    29.06.2022
  • Аллилуйя, вопреки всему

    15.06.2022
  • Приняли вызовы времени

    20.04.2022
  • Устремлённая ввысь

    23.03.2022
  • Отменяя автора Слова,

    35 голосов
  • Не креативность, а творчество

    32 голосов
  • Тонкая нить надежды

    27 голосов
  • Трудно пришлось бы сейчас Льву Толстому

    25 голосов
  • Победа над ужасом обыденности

    24 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS