Основная временная канва нового политического (на документальной основе) детектива, принадлежащего перу журналиста и писателя В. Ерёмина, занимает восемь месяцев 1994 года – с января по сентябрь, пропуская август. И последнее, видимо, неслучайно: август в России давно стал месяцем катастроф и политических диверсий.
История возвышения и падения главного героя Олега Носкова, равно как и жизненные одиссеи Максима Брагина и Евгения Зуева, сынков высокопоставленных чиновников, выписаны ярко и темпераментно, к тому же почти с документальной достоверностью. И хотя в издательской аннотации специально подчёркивается, что в основу сюжета легли реальные события, однако книга не претендует на их скрупулёзное отображение. Вся ткань произведения и характеры персонажей являются художественным вымыслом в жанре политического детектива. Любое сходство с реальными историческими лицами следует рассматривать как случайность. Понятное дело – выяснять отношения с прототипами ни автору, ни издателю ни к чему, хотя разгадывать политические ребусы крайне занимательно и вносит в действие дополнительную интригу.
Подобные или схожие события вполне могли происходить и в других непризнанных государствах, скажем, в Приднестровье, Абхазии или Южной Осетии. Интересна сама модель общественного переустройства, приватизации крупных предприятий и здравниц, наконец, человеческих взаимоотношений. Воспринимается не как художественное произведение, а как пособие для будущих президентов и крупных бизнесменов с приведением конкретных методов воздействия на ту или иную общественную ситуацию.
Есть в книге и известная ностальгия по прежним временам. Некий старик на встрече избирателей с кандидатом в президенты излагает её причины: власть не могла обратиться к людям с недостойным предложением и не могла им приказывать. Дескать, большинство так держалось, что стыдились даже самые бессовестные начальники. То есть советская власть умела держать порядок. Спорное высказывание, но, как говорится, имеющее право на обнародование.
Любопытно, что после аксёновского «Острова Крым» через много лет появилась вторая утопия, только с более кровавым содержанием. Многое изменилось в реальной жизни, и литература, чуткая даже к малым нюансам, предложила читателю сценарий возможных событий. Наверное, по этой книге будет снят и художественный фильм. Захватывающий сюжет прямо-таки взывает к этому. А пока возьмём на заметку и имя автора, и название нового издательства.