Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 октября 2025 г.
  4. № 42 (7006) (22.10.2025)
Телеведение

Постамент

В канун юбилея режиссёра и актёра пересмотрел «Перекличку» Даниила Храбровицкого

21 октября 2025
Никита Михалков и Евгений Стеблов в фильме «Перекличка»

Кондрашов Александр

В этой забытой картине (1966 г.) автора «Укрощения огня», «Чистого неба» и «Девяти дней одного года» в главной роли снимался совсем молодой Никита Михалков. Тогда ему было всего девятнадцать-двадцать, но поразила его актёрская зрелость.

Фильм особенный. Не похожий на те, что снимали тогда. И, конечно, не идёт ни в какое сравнение с тем, что снимается сейчас. Многослойный, многоуровневый. С прекрасным актёрским ансамблем. В детстве, помню, «Перекличку» показывали по телевизору, но потом не повторяли, и её забыли. А зря. Фильм выдающийся, и работа юного Михалкова – тоже.

Действие развивается в трёх перекликающихся сюжетах: начинается где-то в 64-м, когда один из руководителей космической программы (в этой роли – великий русский актёр Василий Меркурьев) срочно вынужден лететь на Байконур, где в полёт должен отправиться один из первых космонавтов по фамилии Бородин (космонавта играет благородный красавец Олег Стриженов, а его жену – великолепная женственная Татьяна Доронина). Но герой Меркурьева вспомнил другого Бородина, молодого строптивого танкиста (Никита Михалков), которого на фронте в 1944 м во время освобождения Белоруссии он награждал орденом Красной звезды, потом командир танка погиб вместе со своим экипажем. А в конце 41-го этот же Бородин лежал в ташкентском госпитале после ранения, влюбился в актрису эвакуированного театра (Марианна Вертинская), женился и прожил в нищем счастье с ней почти три месяца, положенные после ранения.

Артисты живые, подлинные, существуют импровизационно, и смотрятся сцены ухаживания и медовые дни новобрачных до слёз трогательно.

Сюжет же 44-го начинается с того, что герой-танкист, чем-то страшно огорчён, он грубит генералу, почему – это не объясняется – может быть, он получил плохие вести из дома... Здесь Михалков совсем не похож на того разбитного парня, которого он сыграл в «Я шагаю по Москве», и того, каким его герой был в Ташкенте, в 44-м он – погружённый в себя, сосредоточенный, злой. Бородин Михалкова как будто избегает камеры (оператор Юрий Сокол), он – тоже москвич, но совсем простой, можно сказать полуграмотный, нелепый, но очень живой. Русский Иван, Иванушка-дурачок. Ничего от «барчукового» происхождения Михалковых-Кончаловских.

Все военные и ташкентские сцены сыграны удивительно органично – свободно и сняты режиссёром-фронтовиком с документальной точностью. На контрапункте – условный космос, кабина корабля 60-х и безусловная военная правда 40-х. Так потом снимали Алексей Герман и Семён Аранович.

Помнится, на пятидесятилетие Никиты Сергеевича Андрей Кончаловский назвал брата героем. Тогда это понималось, как признание его геройских заслуг: отважного поведения на съезде союза кинематографистов в 86 м, когда он единственный выступил против травли Бондарчука и других классиков советского кино поколения фронтовиков, а также героических режиссёрских побед его выдающихся фильмов. И вот, оказывается, сам Никита когда-то потрясающе сыграл героя войны. Прожил роль, воссоздал человека, своего ровесника, который делал, что должно. И даже больше. Несмотря ни на что.

В сюжете с танком, который выполнил крайне опасное задание и чудом не был подбит, есть неожиданный поворот. К танку, после удачного рейда по вражеским тылам направлявшемуся к своим, выскочила девушка, которая просила спасти наших военнопленных – тут недалеко лагерь. Командиру нужно возвращаться в полк, тем более у него тяжёлое ранение в живот, однако он принимает решение спасать наших. Танк едет за девушкой, ломая вышки врывается в лагерь, но… немцы только что ушли, оставив на плацу тела сотен расстрелянных наших солдат. Пулемётчик (Евгений Стеблов) бродит среди ещё тёплых тел, надеясь найти хоть одного живого, но нет. И танк помчался вдогонку за палачами на станцию, расстреливая состав с отступающим фашистами. А потом и наш танк подбивают. На глазах у смеющихся немцев из него выбирается русский солдат, бежит, хромая, к реке и падает мёртвый лицом в воду...

Оказывается, есть среди замечательно сыгранных Михалковым в основном характерных ролей и такая, в полном смысле слова – героическая. Она в его постаменте. Слава героям!


Тэги: Эпоха и лица
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Затворница с Персиковой улицы

    10.11.2025
  • Маятник ещё держится

    07.11.2025
  • Человечище

    24.10.2025
  • Уроки и грабли истории

    18.10.2025
  • Другой

    10.10.2025
  • Думать – это не развлечение

  • Рубенс нашей музыки

  • Капитан Игнатов

  • Исповедовался людям

  • Чадо питерских инженеров

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Очевидец Эпоха и лица Рассказ
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS