Честно говоря, изначально я не планировал принять участие в инициированной редакцией «ЛГ» дискуссии по поводу постмодернизма – отчасти потому, что отношусь к постмодернистским текстам с равнодушием, отчасти потому, что мой взгляд на постмодернизм во многом совпадает со взглядом критика Евгения Ермолина, который в своей статье «Поминки по постмодернизму» справедливо заметил: «Постмодернизм в России оказался гносеологически и этически бездарен… Нашей литературе он не дал ничего значительного, сопоставимого хотя б с твореньями западных корифеев Павича и Эко» («ЛГ», 2012, № 3). В начале данной работы автор поставил постмодернизму бесспорный, с нашей точки зрения, диагноз: «Постмодернизм в России скорее мёртв, чем жив. Как спетая песня: больше не зажигает». Впрочем, оказалось, не столь уж бесспорный. Ибо нашлись критики, которых спетая двадцать лет назад песня продолжает вдохновлять до сих пор. Среди них – мой земляк Геннадий Муриков.
Статья Г. Мурикова «Что наша жизнь? – Игра» представляет собой, по сути, попытку оправдать постмодернизм. Критик категорично заявляет: «После появления фотографии необходимость визуальной подлинности, вообще говоря, в изобразительном искусстве исчезла. Приоритетом стала выразительность, может быть, экстаз или откровенная насмешка» («ЛГ», 2012, № 16). В качестве показательного примера Г. Муриков приводит «футуриста Маяковского» и «постмодерниста В. Сорокина». Однако, как известно, уже после изобретения цветной фотографии увидели свет такие великие русские эпические романы, как «Жизнь Клима Самгина», «Хождение по мукам», «Тихий Дон», «Братья и сёстры», «Жизнь и судьба», «Дети Арбата», как раз с «визуальной подлинностью» изображающие целую эпоху. Критик справедливо полагает, что «искусство – если оно не острое и не злое – это болтовня». Но разве названные произведения не отличаются остротой и злободневностью? Или, по мнению Г. Мурикова, стёб и глумление являются неотъемлемыми элементами любого актуального искусства?
На наш взгляд, постмодернизм исходит из заведомо ложного посыла, согласно которому никаких принципиально новых произведений в литературе появиться не может, поскольку все книги, которые можно написать, к настоящему времени уже написаны, а потому главным принципом литературы провозглашается игра с ранее созданными текстами. Однако литература не может в какой-то миг иссякнуть и внезапно закончиться, так как каждая эпоха по-своему уникальна и обладает рядом неповторимых особенностей. Приоритетной задачей литературы мы считаем не пародию на стили и тексты, как это видится постмодернизму, а художественное изображение эпохи с её характерными персонажами, острыми проблемами и противоречиями, раскрытие духа и народного самосознания рассматриваемого времени. Зададимся любопытным вопросом: существует ли на сегодняшний день хоть одно литературное произведение, содержащее хотя бы попытку эпического осмысления современной нам эпохи? Лично мы назвать такие произведения затрудняемся. Современные писатели-реалисты старшего поколения, как правило, продолжают по инерции обращаться к теме нашего исторического прошлого, к славной, исполненной энтузиазма либо чудовищной и трагической – в зависимости от своих убеждений – советской эпохе. Молодые же писатели «нулевых» сознательно замыкаются в отдельном «эпосе частной жизни». Хорошо, впрочем, уже то, что они сумели отвергнуть свойственное постмодерну «ироническое пересмешничество», по выражению Е. Ермолина.
Соглашаясь с определением постмодернизма Г. Мурикова: «Постмодернизм – это образ нашей жизни, это то, в чём и как мы существуем. Игра слов, игра понятий, жизнь как игра», – мы, однако, не разделяем мнение критика о том, что «сейчас нельзя жить, будучи «реалистом»». Напротив, нам представляется, что именно постмодернистом дольше жить нельзя, непрерывно играя в нескончаемую заумную и бессмысленную игру на протяжении более двадцати лет. После нынешних поминок по постмодернизму мы надеемся на возвращение в русскую литературу эпического реализма, который некогда составлял её гордость. Мы желаем, чтобы в нашей литературе вновь возродились романы-эпопеи, подобные «Войне и миру» и «Тихому Дону», с необычайной правдивостью и ярчайшей художественной силой повествующие о последних нескольких десятилетиях, о сложном и противоречивом времени, в которое мы живём. И тогда вернётся былой интерес к чтению у миллионов читателей, и Россия станет самой читающей страной в мире, какой в своё время был Советский Союз.
, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Код для вставки в блог или livejournal.com:
Постмодернистом жить нельзяЧестно говоря, изначально я не планировал принять участие в инициированной редакцией «ЛГ» дискуссии по поводу постмодернизма – отчасти потому, что отношусь к постмодернистским текстам с равнодушием, отчасти потому, что мой взгляд на постмодернизм во многом совпадает со взглядом критика Евгения Ермолина, который в своей статье «Поминки по постмодернизму» справедливо заметил: «Постмодернизм в России оказался гносеологически и этически бездарен… |
КОД ССЫЛКИ: |