Содной стороны, вроде бы всё ясно и понятно – блицпартия под названием чрезвычайный съезд, или общее собрание, была разыграна как по нотам. Шах и мат в два хода. Добродетель торжествует… Порок посрамлён и частично наказан, а частично – милостливо прощён. Теперь вперёд: к зияющим высотам светлого будущего!..
С другой же стороны, случился лишь ещё один эпизод в обещающем вылиться в развёрнутый сериал процессе. Противостояние отнюдь не завершено. Но пасаран! Борьба будет продолжена. Согласно самой последней информации, сторонники Марлена Хуциева собираются на этой неделе подать сразу две жалобы в соответствующие органы: на решение суда о признании нелегитимности декабрьского форума, «победившего» Никиту Михалкова, и на сам гостинодворский съезд.
Окончательный финал сюжета можно с изрядной долей вероятности спрогнозировать уже сейчас. Скорее всего, произойдёт официальное, по всем юридическим правилам оформленное размежевание, и будет у нас в стране с какого-то момента два разных Союза кинематографистов (благо служителями иных муз этот путь уже давно и неоднократно апробирован). Другое дело, что представители одного СК, надо полагать, останутся после этого раздела со всеми «активами» (среди которых главный – это, безусловно, союзная недвижимость; не было бы её – вряд ли вообще случилась вся эта киноэпопея). А вот переходящим в статус лишенцев бунтовщикам придётся каким-то образом выкручиваться, попутно демонстрируя городу и миру и свою сугубую независимость, и свою коллективную, исключительно художническую позицию, способную подняться над презренной прозой гектаров и квадратных метров, и те узы цехового братства плюс ощущения творческой ответственности, которые, собственно, и заставили их объединиться и восстать в первую очередь.
Если абстрагироваться и попытаться взглянуть на ситуацию несколько отвлечённым от того обрушившегося на нас в последние три месяца вала околокинематографического компромата образом, то могут возникнуть некоторые не лишённые резона вопросы. А именно: почему вообще это «внутреннее дело» получило такой широчайший общественный резонанс (прямая трансляция по каналу «Вести+», чуть ли не полная съездовская стенограмма, выложенная в Интернете, и т.д.)? С чего такой шум по поводу «разборок» всего лишь в одной из общественных организаций – пусть и включающей в свои ряды многих талантливых и по праву известных всей стране людей? Ведь мастерам искусств, как мы знаем, всегда, во все времена, было свойственно стремление как к периодическим объединениям в различного рода группы, товарищества, союзы, так и к последующим перманентным бурным разрывам… Правда, происходило это обычно на платформах эстетических, а не на почве собственности и финансов. А может быть, тут имеется прямая связь с тем, называя вещи своими именами, далеко не блестящим положением дел в современном отечественном «фильмовом производстве»?..
Нет слов – Никита Сергеевич в очередной раз показал себя во всей красе, подтвердил в Гостином Дворе свои недюжинные актёрские возможности и выдающиеся режиссёрские качества (точно так же, как накануне съезда продемонстрировал и могучие организационно-продюсерские умения). Да, Марлен Мартынович со товарищи убедил нас, что он остаётся – невзирая ни на что – борцом и бойцом. Но вот сумеет ли всё это оказать хоть сколько-нибудь благотворное действие на российский кинопроцесс? Думаем, что ответ не просто отрицательный, а, что называется, с обратным знаком здесь очевиден.
ОТДЕЛ ИСКУССТВА