Китай: от Срединной империи до сверхдержавы XXI века. – Издательство «Известия», 2007. – 327 с.
Книга Бажанова – комплексный анализ взаимоотношений Китая с внешним миром на протяжении практически всей истории этой древней страны-цивилизации, но с акцентом на последние 100 лет.
Первые две главы посвящены историческим событиям, которые с позиций сегодняшнего дня кажутся седой древностью. На конкретных исторических примерах, часто драматичных, а иногда даже кажущихся нашему современнику комичными, автор показывает, как и почему у китайцев ещё много столетий назад все другие народы – как ближние соседи типа вьетнамцев или корейцев, так и «заморские дьяволы» из Европы – воспринимались не только как варвары, но и как вассалы Поднебесной. Во второй половине 1950-х годов подспудные советско-китайские противоречия, обусловленные прежде всего «антисталинской шизофренией Хрущёва», по выражению Мао Цзэдуна, вырвались наружу. Как тут не вспомнить цитатник Мао: «Всякая нечисть сама вылезает наружу. Ибо не вылезать она не может»?..
Значительная часть книги – 5 глав из 12 – посвящена периоду конфронтации между двумя коммунистическими партиями-«гигантами» – советской и китайской. Интересно, что именно в тот период китайское руководство выдвинуло принцип многополярности, который Китай отстаивает до сих пор.
Известно, что руководство во главе с Дэн Сяопином, пришедшее к власти после «устранения» от власти ближайших сподвижников Мао Цзэдуна (октябрь 1976 г.), стало проявлять инициативы к отходу от конфронтации с Кремлём. Но в СССР стремление к шагам по нормализации отношений с мощным восточным соседом столкнулось с небезуспешным сопротивлением партгосноменклатуры. Китайская компартия с марксистских позиций обосновывала идеи и политику Мао Цзэдуна, как и Китая, в качестве «развития великого учения Маркса–Энгельса–Ленина–Сталина». И с тех же позиций Пекин обосновал и обосновывает реформы в Китае. И неспроста не просоветские, а именно «промао-
цзэдуновские» компартии не только сохранились, но в ряде стран остаются влиятельными. Да и всемирное антиглобалистское движение считает одним из идейных своих вдохновителей и практиков Мао Цзэдуна!..
Отдельная глава книги посвящена советско-китайским отношениям после трагических событий на площади Тяньаньмэнь. Как отмечено, одна часть советской общественности и правящей элиты фактически приветствовала действия китайского руководства, тогда как другая – преобладающая – солидаризировалась с позицией западных стран. Демонстративное же посещение М. Горбачёвым этой площади весной 1989-го – именно в период особенного «разгула» антикоммунистической её «оккупации» молодёжью и антисоциалистическими силами, – убедило руководство КНР и КПК в том, что «горбачёвцы» сами инициируют в СССР схожие, точнее, разрушительные для партии, государства и общества процессы. Но в отличие от идеологического сталинизма Мао новые руководители Китая во главе с Дэн Сяопином предпочли не конфронтацию с СССР и КПСС, а нормализацию отношений с Москвой, чтобы не допустить прямой инфильтрации советской «перестройки» в КНР и КПК. Недаром Мао Цзэдун так сказал о Дэн Сяопине: «Он – игла, упакованная в вату». Зато после распада СССР и развала КПСС для системы партийно-комсомольской учёбы и для зарубежных компартий в КНР – на шести языках, в том числе на русском – в середине 1990-х был издан двухтомник «Причины и последствия развала КПСС и распада СССР».
Значительное место в книге уделено отношениям новой России с Китаем. Автор обоснованно показывает, что лишь на первый взгляд у нового российского руководства появилась возможность развивать эти отношения с чистого листа. Практически все проблемы, в том числе пограничные, за исключением прежних идеологических споров никуда не делись.
Идейно-политические базисы КНР и РФ не имеют ничего общего. И в Китае это дают понять России. Произведения Маркса–Энгельса–Ленина–Сталина, не говоря уже о трудах Мао, по-прежнему переиздаются на многих языках и обязательны для партийно-комсомольской учёбы, их портреты по сей день «присутствуют» в КНР.
И в послемаоцзэдуновский период большинство съездов КПК приурочивается к 7 ноября. Прежде всего КНР, можно сказать, спасла Северную Корею от участи ГДР, а взамен Пекин отнюдь не навязывает Пхеньяну реформы, аналогичные китайским.
Китай учитывает нынешние геополитические реалии, в которых большее сотрудничество с Россией, особенно военно-техническое и политическое, ему выгодно. Но Китай так и не согласился стать зависимым от российских нефти и газа. Да и государственное планирование в Китае сохраняется.
Словом, КНР сохраняет установки Мао «О трёх мирах», точнее – предпочитает многовекторную внешнюю политику и торговлю. Причём не поступаясь своей идеологией и историей, во избежание «китайского» повтора краха СССР и КПСС.