Предвыборная президентская кампания ломает стереотипы
Точное время землетрясения в сегодняшних научных реалиях предсказать невозможно. Точно так же трудно предсказать, кого изберут американцы в ноябре 2016 года сорок пятым по счёту президентом США.
Пока же началась гонка кандидатов – лидеров от демпартии в количестве трёх персон и куча-мала республиканцев, которая поредела ко второй декаде февраля после соревнований в Айове и Нью-Гэмпшире. Демократов сохранилось двое. Первая – Хиллари Клинтон. Кандидат давно знакомый и оттого в эпоху востребованности перемен для многих скучный и устаревший. Второй – сенатор от штата Вермонт Берни Сандерс. Господин непонятный, но с взлетевшим ввысь рейтингом популярности на волне предложенного избирателям призыва «Присоединяйся к революции!», в чём-то созвучного обамовской находке-2008 «Перемены, в которые мы верим».
До конца февраля, когда завершится голосование в двух оставшихся «ранних» штатах – Южной Каролине и Неваде, а 1 марта по обыкновению случится супервторник и предварительное волеизъявление пройдёт сразу в 12 штатах, круг претендентов и вовсе сожмётся. Электорат закормят несметным количеством предвыборных обещаний – умных и неумных, скучных и шокирующих. Соперники будут наперегонки полоскать грязное бельё друг друга и со смаком демонстрировать скелеты, вытащенные из прабабушкиных шкафов.
Скажите, а разве сегодня публичная (не подковёрная) борьба политиков бывает иной? Или кто-то может предложить образцы политеса, этакого современного куртуазного маньеризма, где не препятствуют друг другу и где, наоборот, прекрасно уживаются изысканность стиля, разящий юмор и циничный ум?
В традиции американских избирательных кампаний, и в особенности в погоне за президентским креслом, компромат всегда был подручным инструментом состязания, однако скорее не его доминантой, а лишь одним из элементов шоу. Именно к развлекательности и именно к шоу год за годом приучали избирателей. Чем нелепее было утверждение, тем громче смеялась публика и тем охотнее шла потом на выборы.
Сегодня американцы уже не смеются, хотя вряд ли кому из желающих порулить государством удастся избежать тотального рентгеновского исследования и идущих следом скандалов. В кампаниях последних десятилетий, когда за дело взялись жёсткие политтехнологи, шоу порой переходит в словесный мордобой и крик, а смех зрителей – в хохот и рычание от нестерпимого желания откусить кому-нибудь ухо или нос. Примета времени: электорат обеих партий радикализируется и расслаивается на глазах, вчерашние друзья-приятели уже на дух не выносят друг друга, глядят волками и на первых порах готовы голосовать за чёрта лысого, волосатого, кудрявого… Ближе к осени может прийти отрезвление.
То, что отпетый демократ Берни Сандерс и его нелиберальный двойник республиканец Дональд Трамп (один решительно пришепётывающий, другой непристойно орущий и неполитесно рычащий) в Нью-Гэмпшире лихо объехали на кривой козе своих конкурентов, ещё ни о чём не говорит. Хотя да, стереотип – кокусы и праймериз в штатах Айова и Нью-Гэмпшир во многом решают судьбу выборов – благополучно нарушен.
Ни Хиллари Клинтон, ни Тэд Круз, ни Марко Рубио (политики по крайней мере вменяемые и как минимум не алчущие всеамериканской легализации марихуаны или депортации всех и вся за пределы страны) ещё ничего не проиграли. Можно лишь говорить о тенденциях и предпочтениях. И о том, что президентская гонка оказалась не такой уж обычной. Да и после супервторника она вполне ещё может пополниться парочкой-другой независимых кандидатов, которые обязательно в щепки поломают расклад сил. Эту возможность активно прорабатывают Рудольф Джулиани, бывший креативный мэр Нью-Йорка, и тот же Трамп, агрессивно не готовый в случае, если его не выберут сопартийцы, отказаться от борьбы и уйти прочь с театральных подмостков. Оба эти господина полны решимости расстаться с миллиардом собственных «зелёных», чтобы провести ни от кого не зависимые кампании.
У Сандерса (даже если он к тому времени ещё останется в рядах кандидатов и призовёт на помощь всё молодое войско глотателей конопляного дыма) таких денег – ни своих, ни спонсорских – нет. И вряд ли они появятся. Да и похоже, что для общефедеральной легализации марихуаны и полного социального равенства в самой капиталистической из всех капстран время всё ещё не подоспело. К радости одних и разочарованию других.
Как правило, после избрания каждый политик, особенно в ранге президента страны, обязательно в чём-то разочаровывает своих избирателей и уповающих на него сторонних наблюдателей. Просто потому, что, раздав щедро предвыборные обещания, не всегда оказывается в состоянии их осуществить.
Короля делает свита. Эту аксиому никто не отменял. И даже у такого несистемного политика, как Трамп, неуправляемого, но чёткого и жёсткого прагматика, приманивающего российский истеблишмент идиллией дружбы и взаимопонимания, есть в команде соратники вполне системные. Они не склонны к праздным мечтаниям, дружеским сантиментам, для них важнее реалии времени. Об отношении к России остальных претендентов на высший пост даже говорить не приходится, всё уже и так растиражировано.
Остаётся мечтать, что изменятся сами реалии.
Ирина
ТОСУНЯН,
собкор «ЛГ»,
НЬЮ-ЙОРК, США