Так уж вышло, что 100-летие пионерии в этом году совпало с 85-летием артековской дружины «Лазурная», ассоциирующейся для многих с Адаларами, Шаляпинской скалой, Пушкинским гротом... И как один из председателей совета этой дружины, в далёком 1986-м воплотивший на сцене Дворца «Суук-Су» образ Александра Сергеевича, с удовольствием окунусь в омут памяти, чтоб лишний раз засвидетельствовать: ничто на земле не проходит бесследно.
«АРТЕКОВЕЦ СЕГОДНЯ – АРТЕКОВЕЦ ВСЕГДА!»
В советские времена путёвка в «Артек» для школьника – нечто из ряда вон выходящее, невероятное. Особенно если речь шла о небольшом провинциальном городке в Республике Коми. Нет, конечно, Печора – и тогда транспортный узел и «энергетическая столица» региона, с учётом Печорской ГРЭС. А одна из центральных газет СССР даже посвятила Печоре целый разворот, правда, весьма критический, с заголовком «Город не на обочине».
Однако печорских пионеров в главный пионерлагерь страны отправляли всё-таки нечасто. И почему в тот раз выбор пал на меня, загадка. Грудью амбразуру дзота не закрывал, под откос вражеские поезда не пускал и в мирной жизни героизм проявить не довелось: ни одного подвига, воспетого на страницах «Пионерской правды».
Отличником не был. В пионерском отряде класса занимал более чем скромную должность цветовода. Да, самовыражался в драмкружке городского Дома пионеров, участвовал в городских творческих мероприятиях, но как и многие мои ровесники. Родители – трудяги, никакого блата... Случайное везение.
И высшая награда «Артека» – фотографирование у развёрнутого Красного знамени лагеря – не более чем стечение обстоятельств. В нашу смену от дружины этой чести были удостоены двое – я и дружинный знаменосец Фёдор Копач из Молдавии.
Это уже после «Артека» меня, восьмиклассника, избрали членом бюро ГК ВЛКСМ, а по окончании школы приняли на работу инструктором горкома, где, кстати, проработал недолго. Как победителя республиканского конкурса по коми литературному краеведению без экзаменов зачислили на финно-угорский факультет Сыктывкарского университета... По местным меркам карьера головокружительная и необъяснимая! Милость Божья...
Но вернусь в февраль 1986-го. Возможность около 40 дней провести на Южном берегу Крыма, утопающем в цветущем миндале, когда у нас мели метели, конечно, воспринималась как чудо. Увы, в дороге сильно простудился, поэтому сразу по прибытии в «Артек» попал в лечебный корпус. Впрочем, и в этом повороте судьбы проглядывала улыбка Фортуны. Больничный режим, оградивший меня и товарищей по несчастью от насыщенных событиями пионерских будней, одарил экскурсиями по 10 артековским дружинам: «Лазурной», в которую я был распределён, «Хрустальной», «Алмазной», «Янтарной», «Кипарисной», «Лесной», «Озёрной», «Полевой», «Речной» и «Морской».
«КАК ТЕБЕ ПРО «АРТЕК» РАССКАЗАТЬ?..»
Вот, например, корпус, в котором жила посол доброй воли Саманта Рид Смит. Та самая школьница из американского штата Мэн, что написала генсеку ЦК КПСС Юрию Андропову письмо с вопросом о военных планах: «...Я очень беспокоюсь, не начнётся ли ядерная война между Россией и Соединёнными Штатами. Вы собираетесь проголосовать за начало войны или нет? Если Вы против войны, скажите, пожалуйста, как Вы собираетесь помочь предотвратить войну?.. Почему Вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну?». И 26 апреля 1983 года получила ответ с заверениями в мирных намерениях. Юрий Владимирович пригласил юную американку вместе с родителями в «Артек», где той очень понравилось. Она носила артековскую форму, сдружилась со многими артековцами и с удовольствием участвовала во всех пионерских делах дружины «Морская». Мечтала когда-нибудь снова вернуться «под бок» Аю-Дага.
Покидая лагерь 22 июля, Саманта с улыбкой сказала телевизионщикам: «Будем жить!». Однако 25 августа 1985 года в возрасте 13 лет погибла в авиакатастрофе, возвращаясь с отцом со съёмок сериала «Улица Лайм». Через год, 4 июля – в «день приезда» – у подножия Медведь-горы открыли персональную аллею и установили именной гранитный пилон в честь «голубки мира», в том числе прославившей в Америке главный детский центр СССР: более 100 американских школьников из 20 штатов, победившие в национальном конкурсе «Почему я хочу поехать в «Артек»?», смогли осуществить мечту.
В том же 1986-м советская ровесница Саманты Катя Лычёва по предложению организации «Дети как миротворцы» нанесла ответный визит в США и с 21 марта по 4 апреля посетила с «миссией мира» Нью-Йорк, Вашингтон, Сан-Франциско, встретилась с президентом Рональдом Рейганом...
А вот памятные артековские места, где в разные годы советские пионеры встречались с Никитой Хрущёвым и Леонидом Брежневым, премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру и его дочерью Индирой Ганди, первым президентом Социалистической Республики Вьетнам Хо Ши Мином и восьмым президентом Финляндии Урхо Кекконеном, главой Иранского правительства Амиром Аббасом Ховейдой и председателем Совета министров Республики Чад Франсуа Томбалбаем, генеральным секретарём Итальянской компартии Пальмиро Тольятти и другими главами государств и правительств, политиками и статусными дипломатами, а также советскими и зарубежными выдающимися учёными, спортсменами, деятелями культуры и искусства – знаковыми личностями. Например, Юрием Гагариным, Валентиной Терешковой, Владимиром Комаровым и американским астронавтом Фрэнком Борманом, совершившим в декабре 1968 года в составе экипажа космического корабля «Аполлон-8» полёт к Луне, единственной 6-кратной олимпийской чемпионкой-конькобежкой Лидией Скобликовой и олимпийским чемпионом, чемпионом Европы по футболу Львом Яшиным, восьмым чемпионом мира по шахматам Михаилом Талем и легендарным учёным-исследователем Севера Отто Шмидтом...
Что ни скамейка, дорожка, костровая – сакральная святыня международных дружбы и солидарности. Тот же «Лазурный», всегда верный интернациональному долгу, даже в самую первую смену в марте 1937-го, наряду с советскими детьми, принимал юных посланцев Испании – «орлят» гражданской войны 1936-1939 годов. А вот, к примеру, официальная площадь дружины, где 16 июня 1985-го, в день 60-летия «Артека», состоялась торжественная линейка с участием Председателя Центрального совета Всесоюзной пионерской организации Людмилы Швецовой и руководителя всего лагеря Германа Чёрного...
Да, яркость имён, «освещавших» то или иное событие своей преходящей земной славой, меркнет с годами. Поль Робсон, Анри Барбюс или даже Джанни Родари у «племени младого, незнакомого» менее котируемы, чем Джастин Бибер или Джоан Роулинг. А вот племя родителей и дедов живёт воспоминаниями, описывая давние артековские встречи, как апостолы-евангелисты, с благоговейным трепетом – в мельчайших подробностях и с нетленными красками. Сохранится ли у нынешних героев дня такая же преданность кумирам?
«...МОЙ ТОВАРИЩ, МОЙ ДРУГ, МОЙ ПОПУТЧИК»
Сколько фестивалей, всесоюзных пионерских слётов, всевозможных международных эстафет и творческих форумов приютила за эти десятилетия гостеприимная Страна детства?!
В 70-е на артековской конференции «Разноцветные галстуки за круглым столом», собравшей более 100 представителей зарубежных детских и юношеских организаций, делали доклады генеральный секретарь Всемирной федерации демократической молодежи (ВФДМ) Мишель Жуэ и генеральный секретарь Единой демократической организации молодежи Кипра Андонакис Христодулу.
Прологом к ХІ Всемирному фестивалю молодежи на Кубе стал Международный детский фестиваль «Пусть всегда будет солнце!» в «Артеке», куда съехались полторы тысячи ребят и полтысячи почётных гостей из 158 международных, региональных и национальных детских и юношеских организаций 103 стран мира! Среди них – вице-президент ВФДМ Хашим Ибрагим, генеральный секретарь СИМЕА (Международного комитета детских и юношеских организаций при ВФДМ) Тади Альфельди, заместитель директора информационного центра ООН в СССР Паулина Вебер, известные общественные деятели – финский политик и лауреат Международной Ленинской премии мира Марьям Вире-Тоуминен, французский писатель Пьер Гамарра, представительница молодежного движения Чили Гладис Марин, американский врач и педагог Бенджамин Спок...
Мне, как и многим тысячам мальчишек и девчонок из разных стран, посчастливилось пройти по краешку судьбы советского «Артека», увидеть огонь в глазах самоотверженных последователей пионеров-героев, боевой задор в духе детских кинохитов режиссёра Николая Калинина по повестям Анатолия Рыбакова. Помните, один из персонажей «Бронзовой птицы» (1974 г.) в конце фильма предлагает: «Надо крепить интернациональную дружбу, потому что фашизм поднимает голову!»? Пророчество из детских уст! А следом – знаменитая песня Булата Окуджавы и Станислава Пожлакова:
Не святые мы с тобой.
Наши боги – те дороги,
Что ведут в последний бой!..
В этих художественно-идеологических образах (в тех же возвышенно-эмоциональных музыкальных композициях с их щемящей мощью «Артековец сегодня – артековец всегда», «Как тебе про «Артек» рассказать...», «Живой уголёк», «Первая вершина», «Абсолют», «Солнцу и дружбе – салют!»...), запечатлён миф, накладывающий свой романтический отпечаток на реальность – рождающий стремление к идеалу, такому заоблачно далёкому и одновременно близкому, на расстоянии протянутой руки.
На весь земной простор,
И первыми время нас учит.
Ты гори, гори, мой костёр,
Мой товарищ, мой друг, мой попутчик.
«НАМ ЭТОТ МИР ЗАВЕЩАНО БЕРЕЧЬ»
Увлекательные, конкретные дела с утра до вечера были главным педагогическим инструментом воздействия на артековцев: некогда передохнуть – каждый день расписан чуть ли не по минутам образовательными проектами, творческими состязаниями, праздниками и общественно-политическими акциями...
Чего стоила хотя бы организованная СИМЕА торжественная церемония передачи международной эстафеты «Нам этот мир завещано беречь» болгарскими пионерами советским, в которой довелось поучаствовать и мне?! До Болгарии эстафета побывала в Монголии, на Кубе, в ГДР, а в СССР по её маршруту были запланированы встречи школьников с ветеранами Великой Отечественной войны и делегатами XXVII Съезда КПСС, митинги солидарности с участниками антивоенного движения и трудовые десанты.
Дружине «Лазурная» поручили провести на официальном общелагерном сборе шествие с флагами мировых держав. В Советском Союзе на праздничных демонстрациях любили устраивать подобные шоу: знаменосцы под музыку не только маршировали в шеренгах, но и выстраивались в пространственные изображения различных символов, отчётливо различимые только на расстоянии.
Для почётной миссии из старших отрядов отобрали несколько десятков самых достойных и... рослых пионеров. Репетиции проходили даже во время «абсолюта» («тихого часа»), что стало предметом белой зависти у обречённых на дневной сон.
Не время спать! Жизнь – стремительный поток событий. Главное – всё успеть и никуда не опоздать. Летишь, как вихрь, на костровую соседней дружины сквозь фиолетовые водопады ароматной глицинии и солнечные «струи» лабурнума («золотого дождя»), мимо роскошных шапок сирени, бордовых – иудина дерева (церциса, или багрянника), розово-белоснежных – олеандра... А потом, подчиняясь командам педантичного режиссёра, носишься с друзьями со штандартами разных государств под весьма ритмичную песню Юрия Чичкова и Константина Ибряева «Нам этот мир завещано беречь», чтоб не дать «стать пеплом и золой тому, что красотой земной зовётся». И с гордостью восклицаешь: «Да здравствует ветер, который в лицо!.. И нет нам покоя! Гори, но живи!».
Мне сначала достался флаг Люксембурга, но когда в процессе построений и в конце шествия оказалось, что я волей случая – во главе одной из двух колонн, величественно направляющихся по центру площади к трибунам и телекамерам, вручили «символ государственного суверенитета СССР и нерушимого союза рабочих и крестьян в борьбе за построение коммунистического общества», моему соседу во второй колонне соответственно – флаг Болгарии. Правда, меня смущало, почему наши державные колонны, при всём декларируемом единстве устремлений, возле трибун расходятся в разные стороны.
И лишь по прошествии времени неожиданно выяснилось: большинство священных ритуалов во имя мира на Земле в плане эффективности – сродни отопительному сезону в зимнем лесу... Зато в сознании скольких юных жителей планеты создано зримое представление о счастливом детстве и привито чувство сопричастности к судьбе человечества?! Неслучайно в 2000 году в Токио «Артек» признан лучшим детским центром среди 100 тысяч детских лагерей из 50 стран...
«ВОСПОМИНАНЬЕМ УПОЕННЫЙ...»
В начале смены вернувшись из лечкорпуса в дружину, я обнаружил, что все пионерские поручения распределены, но быть «на подхвате» при столь серьёзных ежедневных эмоциональных и физических (спортивных) нагрузках оказалось благом. Ведь с общественными делами соседствовала учёба в артековской школе – без домашних заданий, но по полной учебной программе.
Из секций и кружков, коих в «Артеке» тоже великое множество, меня заинтересовал библиотечный, который вела удивительный человек, одухотворённый и креативный, всей душой влюблённый в творчество Пушкина и знающий его чуть ли не наизусть, – Руфина Куваева. Она предложила кружковцам поставить по собственному сценарию литературно-музыкальную композицию о южной ссылке, которую поэт провёл в 1820-1824 годах в том числе в Гурзуфе вместе с семьёй генерала Николая Раевского, и где пережил «счастливейшие минуты своей жизни», обрёл «колыбель Онегина»:
Когда вас видишь с корабля
При свете утренней Киприды...
В своей книге «Знаменитые гости Гурзуфа и «Артека» Руфина Александровна впоследствии напишет:
«...Особенно мне запомнился 1986 год. В «Артеке», в дружине «Лазурная» шла третья пионерская смена. Ко мне в библиотечный кружок пришёл подросток, который был очень похож на юного поэта: густые кудрявые волосы, большие выразительные глаза, пухлые губы – точная копия Александра Сергеевича. Не использовать такой случай было бы обидно. Поэтому я предложила собравшимся пионерам преобразовать библиотечный кружок в драматический и поставить написанную мной небольшую пьесу «Пушкин в Гурзуфе». Все охотно согласились, но Виктор, так звали мальчика, выразил некоторые сомнения о возможности перевоплощения. Образ Пушкина вызывал у него священный трепет. Поверить в себя помогли многочисленные репетиции и большая кропотливая работа, включавшая изучение биографических материалов.
Никогда в жизни я так не волновалась, как на состоявшейся во Дворце «Суук-Су» премьере этой пьесы, но Виктор органично вошёл в роль, исполнив её вдохновенно, сдержанно, очень выразительно и убедительно. Дикция была безупречной.
Сцена на корабле, в которой очарованный морскими бескрайними просторами и живописным гурзуфским берегом Пушкин пишет свою знаменитую элегию, до сих пор стоит у меня перед глазами. На диапроекторе – военный бриг, рассекающий волны, звуковым фоном – музыка любимого поэтом Моцарта, а в свете рампы – оживший портрет юного поэта кисти Ильи Ефимовича Репина. Слегка загримированный Витя с гусиным пером в руках что-то пишет на бумаге и импровизирует вслух:
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный...
В зале царила восторженная тишина, а по окончанию нашего спектакля его участников и, разумеется, главного героя искупали в овациях. На следующее утро Витю стали уважительно называть «Александром Сергеевичем». А я никогда и нигде, ни в одном кинофильме, ни в одном спектакле, не видела исполнителя роли юного поэта лучше, чем Виктор Терентьев, семиклассник из далёкого северного городка Печора...»
«СОЛНЦУ И ДРУЖБЕ – САЛЮТ!»
В середине смены состоялось отчётно-перевыборное пионерское собрание, на котором меня избрали членом совета дружины, а совет дружины – председателем. Проблема заключалась в отсутствии командного навыка, необходимого для проведения общедружинных мероприятий. Буквально на следующий день, День союзных республик, предстояло открывать торжественную линейку...
На главной площади выстроилась вся дружина. Уже позади тирада, отчеканиваемая потом каждое утро и каждый вечер: «Под знамя дружины «Лазурная» имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР Владимира Михайловича Комарова Всесоюзного Ордена Трудового Красного Знамени, Ордена Дружбы народов пионерского лагеря «Артек» имени Владимира Ильича Ленина смирно!» Дружинное знамя внесено. Необходимо зачитать перечень знамён всех 15 республик, которые вот-вот взовьются на флагштоках. И вдруг меня сносит на монотонный речитатив:
– ...Узбекской Советской Социалистической Республики, Казахской Советской Социалистической Республики, Грузинской Советской Социалистической Республики.
– Витя, не пой! – строго шепчет старшая пионервожатая Надежда Кузнецова, стоящая рядом со мной у микрофона.
Но я ничего не могу поделать и продолжаю «петь»:
– Азербайджанской Советской Социалистической Республики...
– Витя, не пой! – шёпот Нади становится громче, а тон грознее.
– Литовской Советской Социалистической Республики...
Тут голос вожатой выразил всю силу её эмоции, а приказ, благодаря беспристрастному микрофону, послушно повторили все звукоусилительные колонки... С того дня в публичных выступлениях я успешно обрубал окончания слов и фраз, не вызывая больше нареканий старших товарищей. Впрочем, упрекнуть их в суровости и придирчивости, конечно, нельзя.
Неравнодушная Надя и столь же искренние её коллеги вместе с юными подопечными и заботливым «отцом дружины» Сергеем Ерохиным, талантливо руководившим «Лазурной» с 16 июля 1982-го по 31 декабря 1986-го (сейчас Сергей Вячеславович – советник гендиректора МДЦ «Артек» по организационно-педагогической деятельности), буквально сроднились. Стали единой, дружной семьёй, в которой мудрость и сердечность взрослых не подавляли детские озорство и не в полной мере осознаваемую натуру, а дипломатично направляли в рациональное русло, выводя на новые уровни понимания.
– Каждый новый день здесь был наполнен стремлением и желанием сделать что-то важное и яркое, – вспомнит Ерохин по случаю 85-летия дружины. – Каждая новая смена приносила постоянно растущее ощущение успеха от сделанного. Каждый новый год, проведенный вместе, делал коллектив и меня уверенней и сильнее
«ЧЕРЕЗ МРАК – НА СВЕТ КОСТРА»
Дружинные корпуса-дачи, воздвигнутые ещё во времена дореволюционных владельцев-создателей курорта «Суук-Су» Владимира Березина и его супруги Ольги Соловьёвой, к моменту назначения Сергея Вячеславовича пришли в плачевное состояние. Однако весной 1983-го их преобразил капитальный ремонт, инициированный руководителем «Артека» Валерием Никулиным и проходивший под контролем Ерохина. Позднее, в августе 1988-го, студенты Уфимского нефтяного института завершили в «Лазурной» строительство комплекса «Пушкинская тропа», которое велось три летних сезона и населило дружинный парк выразительными сказочными персонажами, вроде исполинской головы из поэмы «Руслан и Людмила».
В начале 90-х реконструкционной волной всю дружину накрыл её новый руководитель Сергей Лебедев. В том числе обновлены летняя эстрада и Будёновская аллея, где с артековцами в апреле 1946-го беседовал прославленный командарм Первой Конной. Плюс общая телефонизация, перенос костровой на Пушкинскую площадь, открытие кабельного телевидения, эстетического центра, детского кафе...
Всё-всё здесь способствует всестороннему развитию и личностному росту ребёнка – через творческо-игровую и спортивно-туристическую деятельность, навыки дружеских отношений со сверстниками, гармонию с самим собой и природой. Достаточно сказать, что среди воспитанников «Лазурного» – Ольга Голодец, Олег Газманов, Владимир Винокур, Тамара Гвердцители, Сергей Лазарев...
В роли генератора образовательного процесса сегодня в «Артеке» выступают около 100 учителей, средний возраст которых – 35 лет, и 500 вожатых в возрасте от 19 до 25 лет, назначаемых на конкурсной основе из активных специалистов разных регионов страны. А сам лагерь, с его развитой инфраструктурой, собственными учебными технологиями и культурными традициями, превратился в ведущую международную площадку по созданию, апробации и внедрению инновационных программ общего и дополнительного образования, не говоря уже об оздоровлении и отдыхе детей.
Согласно утверждённой Правительством РФ Программе развития «Артека» на 2021-2025 годы, предстоят масштабные реконструкция и модернизация, начатые в 2014-м, внедрение передовой образовательной системы на основе современных информационных технологий и развитие по 5 направлениям: «Образование», «Кадры для «Артека», «Территория детства», «Продвижение» и «Кибербезопасность».
«ГДЕ ЯРЧЕ СВЕТ, ТАМ ТЕНИ ГУЩЕ»
Мой артековский друг из Латвии Виктор Старостин любил повторять вслед за Экзюпери: «Самое главное – то, что не увидишь глазами!.. В «Артеке» всё, в том числе зоркость сердца, развивается реактивно». А старшая пионервожатая часто напоминала, что каждому из нас желательно ежедневно вести артековский дневник, чтоб ничего не упустить – важного разговора с кем-либо из друзей, значимой ситуативной мелочи или внезапно возникшей мысли, передающих неповторимую атмосферу жизни лагеря. Увы, усидчивостью и тягой к эпистолярному жанру я тогда не отличался. Однако не забыл даже то, что и рад бы.
Например, отсутствие доверительного контакта с отрядной вожатой – прекрасным педагогом и славным человеком, всеобщей любимицей. Скорее всего, я сам давал поводы для повышенной критичности с её стороны, пристального взгляда, словно вычитывавшего вещим сердцем в моей душе некие неодобрительные качества (смертные грехи?), от меня скрытые. Допустим, привычку оставаться собой, а не становиться тенью чужих ожиданий-проекций? Как бы там ни было, невидимая стена между нами сохранилась до конца смены, несмотря на обоюдные, надеюсь, попытки установить взаимопонимание. Что ж, и для «Артека» приемлема ситуация, когда «костру разгораться не хочется, вот и весь, вот и весь разговор».
Зато дружбу с экс-библиотекарем «Лазурной» мы пронесли через десятилетия. В этом году Руфине Александровне, которая по дню рождения – time twins Ленина, исполнилось 86. В «Артек» она приехала из Вологды осенью 1972-го по вызову отдела кадров лагеря: дружинных библиотек много, но с библиотекарями – напряжёнка. А Куваева – выпускница Великоустюгского библиотечного техникума и филфака Вологодского пединститута, успешно работала в областной библиотеке.
Правда, квартиру приглашённому специалисту своевременно предоставить «забыли». 10 лет жила в вожатском общежитии, где неоднократно сталкивалась с уже тогда поднимающим в Крыму голову украинским национализмом... Но в один прекрасный день – не без собственных усилий! – получила в Гурзуфе законную благоустроенную «крышу над головой».
Всю себя всегда отдавала работе, с которой иногда уходила после полуночи. Считает библиотеку огромным и не в полной мере используемым резервом образовательно-воспитательного процесса. Увы, в числе артековских руководителей были и такие, кто слышать не хотел про «все эти читальни». Мол, вчерашний день! Но когда супруге одного из чиновников понадобилось место библиотекаря, Руфине Куваевой не постеснялись сказать об этом открытым текстом. Так, в 1993-м её «ушли на пенсию», хотя сил и желания трудиться на благо детей ей было не занимать, а ещё квалификация, интеллект и творческая натура!
Тогда Руфина Александровна основала в Ялте Шаляпинское общество, которое зарегистрировала в 1996-м. Первые концертно-просветительские программы с лёгкой руки Куваевой стартовали уже в 1993-м. Прикладывала титанические старания на осуществление мечты Фёдора Ивановича о постройке в «Артеке», на Шаляпинской скале Замка искусств. Конечно, безуспешно – украинские функционеры от культуры были категорически против «несвоевременной» идеи.
Но преодоление препятствий на пути к всеобщему счастью – дополнительный бонус для сверхэнергичных. «Покой нам только снится», – смеётся целеустремлённый человек, любящий жизнь и верящий в торжество здравого смысла. Пишет книги и живёт насыщенной творческой жизнью. Несмотря ни на что и вопреки всему...
Благодаря «Артеку» я понял: психологическая зрелость – в умении адаптироваться к тому, что не в силах изменить. Смеяться, когда весело, и плакать, когда грустно, – не загонять подлинные чувства в дальний угол подсознания. Уязвимость при досконально-исчерпывающем, полнокровном проживании жизни – мнимая, в нём – сила. Осмысление фрустраций (несоответствий между желаемым и действительным), а не бегство от них – оберег от жестокости и душевной чёрствости, свидетельство способности к духовному росту... Посвящение в эту светлую истину для меня состоялось у подножья Аю-Дага.
Фото из архива МДЦ «Артек» и личного архива автора