Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 июня 2015 г.

Потаённый роман

24 июня 2015

Вадим Сикорский. Дикомирон. – М.: У Никитских ворот, 2015. – 320 с. – 1000 экз.

Роман Вадима Сикорского «Дикомирон» мог выйти ещё в девяностых, при жизни автора. Но судьба каждого текста весьма прихотлива, и ему суждено увидеть свет только сейчас. Это произведение можно отнести к лучшим текстам потаённой советской литературы. Лучшим по художественным критериям, а не самиздатовскому накалу. Вадим Сикорский, известный и уважаемый советский литератор, многие годы возглавлявший отдел поэзии в культовом «Новом мире», человек, прекрасно ориентирующийся в тогдашнем литературном процессе, сознательно писал этот роман в стол, решая главную задачу писателя – написать не то, что от тебя требуют обстоятельства и конъюнктура, а то, что по-настоящему хочется. В послесловии к книге Юрий Поляков пишет, что «Дикомирон» «насыщен запретными темами и смыслами той эпохи». С этим трудно не согласиться. Тем, кто не жил в ту эпоху и кто стремится различить её реальный человеческий пульс, просто необходимо прочитать роман Вадима Сикорского, поскольку он при всех его прочих достоинствах невероятно правдив.

Название романа, само собой, отсылает читателя к шедевру Джованни Боккаччо. Но отсылка эта непрямая. Да, главный герой, баянист Глеб Зерцалов, действительно отличается любвеобильностью почти донжуановской, но сам текст Сикорского весьма целомудрен. В нём нет ни одной плотской сцены, ни одного описания, что называется, «на грани». Писателя прежде всего интересует, как персонажи, живущие в условиях вялой советской несвободы, эту несвободу преодолевают. И это вовсе не только диссидентские разговоры на кухнях. Это уход в мир чувств, страстей, которые при всех режимах остаются настоящими, подлинными и захватывающими. Они делают жизнь человека осмысленной и небесполезной.

Роман написан детально, неспешно, колоритным языком. Можно бесконечно наслаждаться деталями, замечаниями, афористическими оборотами. Сразу понятно, что текст вышел из-под пера интеллектуала, который о многом может сказать прямо, равно как и оставить в глубинах подтекста столько, сколько захочет. Почитав роман, мы понимаем, что, несмотря на зудящую, порой чересчур навязчивую мораль, советский человек не следовал ей фанатично. Ему была больше присуща игра, чем цинизм, а давление общественного контроля над частной жизнью приводило к почти классицистической сдержанности.

«Дикомирон» выстроен безукоризненно, по всем законам большой прозы, с неспешным втягиванием в атмосферу, внутри которой впоследствии и разворачиваются головокружительные коллизии. Жаль, что скончавшийся в 2012 году Вадим Сикорский не дожил до выхода этой книги. Хорошо, что справедливость всё же восторжествовала и читатели теперь могут познакомиться с этим немаловажным для понимания всей картины русской словесности второй половины XX века романом.

Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS