Инна Ковалёва, клинический психолог
1 октября мир отмечает День пожилого человека. Возможно, именно середину осени для этого праздника Генассамблея ООН выбрала неслучайно. Ведь осень жизни может быть такой же и яркой, и грустной, как и это время года. Пенсию заработали, дети выросли, и можно, казалось бы, просто наслаждаться жизнью. Но старение – это разрушительный процесс, кто-то справляется с ворохом накопившихся болячек и когнитивных нарушений сам, а кто-то становится совершенно беспомощным, и ему очень нужна забота и близких, и государства.
...Был конец рабочего дня. На скамейке у остановки общественного транспорта сидела пожилая женщина. Она была спокойна, улыбалась, не вскакивала, когда подходил очередной электробус, и что-то сама себе говорила. Опрятно одетая, но не для прохладного вечера. Женщина указала рукой на ремонтирующийся памятник и обратилась ко мне. Её речь была чёткая, ясная, эмоционально окрашена, но уже после нескольких предложений стало ясно: она не в себе и нарушения работы её высших психических функций существенны.
Думаю, совершенно бессознательно она пришла именно в место скопления людей. Насколько умирающий мозг способен испоганить жизнь человеку, настолько же он хранит его, подводя к самому краю, но оставляя маленькую надежду на спасение.
Несмотря на внешнюю адекватность, ответить на вопросы, куда направляется, какой автобус ждёт, она не смогла. С удовольствием назвала своё имя, отчество и фамилию. Возраст и год рождения не вспомнила, растерялась, заулыбалась. Так часто бывает. Чтобы скрыть смущение, избежать неловкой ситуации, человек уходит от ответа в улыбку.
Мужчина, сидевший около неё и молча наблюдавший за нами, уступил мне место. Я стала выяснять, помнит ли она свой адрес, предложила её проводить. Она ответила, что вышла погулять, приподняла ноги, похвасталась тапочками. На улицу она вышла в летнем домашнем халатике поверх брюк, в лёгкой ветровке. Сказала, что замёрзла, но капюшон надевать отказалась, объясняя, что у неё «что-то с ушами». Медлить было нельзя.
Первый телефонный звонок я сделала в поисковый отряд «ЛизаАлерт». Объяснила ситуацию, сказала, что буду находиться с женщиной, так как она может уйти. Повезло, что есть её полное имя. Оператор попросил позвонить на 112 и, если не смогу быть с потерявшейся, оставить свой номер телефона и прислать на WhatsApp её фотографию. Сотрудникам экстренной оперативной службы заново объяснила ситуацию, попросила максимально быстро прислать наряд. Отказалась от вызова скорой помощи, так как никаких повреждений у женщины не заметила.
В этот момент моя собеседница призналась:
– Я маме ничего не сказала.
– Не сказали, что вышли из дома?
– Да. А то бы она испугалась, что я далеко ушла.
Был час пик, к остановке подходили десятки людей. Нас и видели, и слышали, но никто не проявил интерес, не подошёл, не предложил помощь. Потерявшаяся женщина неизвестно сколько вот так, одна, сидела на лавке.
У меня не было тёплой куртки с собой, но пригодился шарф, им и укутала Марию Павловну. Она была похожа на маленькую девочку, которая тайком выбежала из летней усадьбы в поисках приключений, а сейчас растерялась и не знает, куда идти. Но страха не было, одно желание говорить обо всём, что видит вокруг себя. Проверили с ней её карманы. Ничего. Сделали несколько фотографий, на которых она позировала, улыбаясь. Себя на фотографии не узнала, но отреагировала позитивно.
Минут через тридцать приехал наряд, сказали, что заберут её в ближайшее отделение полиции, назвали номер и адрес. Туда либо приедут родственники, если быстро найдутся, либо будет вызвана бригада скорой помощи. Наверное, можно было бы оставить женщину на попечение полицейских, но я, имея опыт работы с пациентами с нейродегенеративными заболеваниями, на это не решилась.
В машине мужчины в погонах спрашивали, от чего старики теряют память. Мы заговорили о болезни Альцгеймера, о её «моложавости», о том, что эта история уже не про возраст. Она может коснуться каждого, в любом периоде, статусе.
Мы с Марией Павловной вошли в отделение полиции и стали ждать новостей в большом холле. Если бы она была одна, стала бы бродить по коридорам и легко могла снова потеряться, так как двери постоянно открывались и уйти незамеченной легко. К тому же она хотела в туалет. Ни тёплой воды, ни тем более чая ей никто не предложил. Мы уселись на стулья и продолжили разговор.
Отдельные обрывки её фраз дали основание предположить, что она педагог. Заглядывала в мой телефон и вслух читала всё, что я писала. Быстрее меня заметила ошибку в тексте – профессиональная память отмирает последней.
За это время сотрудникам «ЛизаАлерт» удалось найти номер телефона родственников Марии Павловны. Они были на работе и не знали, что она ушла из дома. Когда родственники примчались в отделение полиции, Мария Павловна была совершенно спокойна. Она оказалась доктором педагогических наук, преподавателем русского и немецкого языков. Известный учёный. Выпустила 15 аспирантов. Имеет огромное количество наград, в том числе медаль К.Д. Ушинского. Об этом впопыхах, заполняя бумаги, успела рассказать племянница.
Никто в полиции не спросил родственников, почему пожилая, тяжело болеющая женщина осталась дома одна. Как она смогла выйти на улицу? Почему при ней не оказалось записки с адресом и какой-нибудь информацией о её близких? Сколько времени она отсутствовала дома на самом деле? Почему её никто не искал? С кем, как, где она живёт?
В процессе ухода за пациентами с деменцией больше всего трудностей сотрудникам пансионатов (а я работаю в таком пансионате и хорошо знаю, о чём говорю) создают именно родственники, не понимающие происходящего и психологии старости, не соблюдающие рекомендации специалистов. Тем самым не просто усложняя жизнь больному человеку и себе, а ставя её под угрозу. Создаются опасные ситуации, так как необходимые навыки ориентации на открытом пространстве утрачены, человек дезориентирован во времени, месте, собственной личности.
Около 60% людей с болезнью Альцгеймера имеют тенденцию уходить из дома, бродить бесцельно, периодически теряться. Немотивированное беспокойство, смятение из-за дезориентации проявляются «наматыванием кругов» по квартире, постоянными попытками выйти за её пределы. Человек может отправиться «домой», находясь дома, путая события двадцатилетней давности, доказывать, что живёт в другом месте, требовать срочного возвращения. Или он озадачен выполнением несуществующих обязанностей, поиском предметов по воспомина¬ниям из своего прошлого, стремится на работу, которой у него уже давно нет. Причиной блужданий могут быть и боль, дискомфорт, побочные эффекты от приёма некоторых лекарств, галлюцинации.
На улицу мы выходили под ручку с Марией Павловной. Я предложила родным приехать в гости в наш пансионат, посмотреть пансионную жизнь пенсионеров. Но они уверяли, что всё под контролем, что это первый такой случай, и принять тот факт, что он может быть далеко не последним, не смогли. Остаётся надеяться, что семья найдёт варианты помощи и пожилой родственнице, и себе. Варианты безопасной жизни для всех.
Как ухаживать за дементными людьми? К сожалению, количество таких пациентов прогрессирует, а варианты оказания помощи им и их близким из-за удорожания сферы платных услуг уменьшаются. Государство считает, что, раз есть дети, они должны отдавать долг родителям. Но как оставить больного старика дома одного, уходя на работу? Запирать? А как потом справляться с чувством вины и постоянной тревоги? Взрослые дети становятся узниками болезни, прокажёнными, вынужденными закрываться в квартирах и отказываться от своей личной жизни, чтобы стеречь маму или папу. Сами постепенно сходят с ума. Сами становятся балластом для близких, соседей, общества.
Не думаю, что есть смысл в истории пропажи человека взывать к гуманности, морализировать, учить, призывать. Реальность чётко демонстрирует одно: беда может случиться в любую минуту. И, скорее всего, мы окажемся с ней один на один.
Пока мы с Марией Павловной сидели на остановке, я разместила пост на странице в социальной сети с просьбой о помощи. Коллега откликнулась: «Инна Сергеевна! Ну вот как же это??? Умнейшая женщина и... деменция. Как?»
До сих пор, к самому большому сожалению, наше общество предпочитает жить мифами: если ты умён, мозг не изменит тебе с Альцгеймером. Правда в том, что деменция может случиться с каждым! Грустно от того, что мы сами никак не хотим повернуться к себе лицом и начать заботиться не только о животе насущном.
Ещё тягостнее от осознания: никто никому не нужен. Люди проходят мимо, не замечая страдание, нужду, боль. Нам навязали страх ответственности за вмешательство в чужую жизнь – личные границы неприкосновенны. Мы боимся помогать из-за возможности быть наказанными за инициативу и сами перестаём обращаться за помощью.
По дороге в отделение полиции один из сотрудников поделился своим мнением: «Знаете, я думаю, самая главная причина деменции – это одиночество». И я полностью солидарна с ним. Одна клиентка как-то сказала мне: «Я старая и одинокая. Не подлежу восстановлению…»
Подлежит ли духовному восстановлению человечество? Сколько стариков с когнитивными нарушениями должно уйти из дома, погибнуть, чтобы мы обратили на них внимание? Спасибо сотрудникам поискового отряда «ЛизаАлерт» и службы 112 за помощь.
ПСИХОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ
Если у вас есть близкие, которые могут уйти из дома
– Предупредите соседей о сложившейся ситуации. Попросите быть внимательными. Оставьте им запасные ключи, контакты для экстренной связи.
– При себе имейте необходимые документы, которые помогут идентифицировать ваши родственные связи.
– В карманы верхней одежды родственника положите записки, лучше пришить бирки, с номерами телефонов близких, местом проживания.
– Всегда храните под рукой свежее фото, чтобы передать его полиции для организации поиска.
– Часто блуждание – это попытка как-то занять себя, разнообразить монотонность жизни, потратить энергию в связи с малоподвижным образом жизни. Ищите варианты включения родственника в привычную систему домашних и других обязанностей, возвращайте ощущение общности и востребованности. Совершайте совместные прогулки, формируйте традиции.
– Не надейтесь остановить человека с помощью седативных препаратов. Они снижают общую активность, могут иметь тяжёлые побочные эффекты.
– Приобретите браслет с кнопкой SOS S8 4G для пожилых людей. Он поможет когнитивно сохранному человеку быстро и легко вызвать помощь в случае необходимости, отправив сигнал бедствия родным или службе спасения одним нажатием. Приспособление позволяет также определить местоположение человека с деменцией и отследить его перемещения в режиме реального времени.
Если вы встретили потерявшегося человека
– Прежде чем вступить во взаимодействие с ним, отдайте себе отчёт в том, что вы готовы потратить своё время. Не делайте этот шаг не обдумав. Вы, именно вы, берёте на себя ответственность. Другие уже прошли мимо.
– Обратите внимание на внешний вид человека, его опрятность, одежду по сезону.
– Заговорите спокойным, приветливым тоном. Узнайте имя, возраст, адрес. Задавайте информативные вопросы непринуждённо. Не нагнетайте обстановку строгим голосом, суетой, эмоциями. Делайте комплименты. Это расслабляет, отвлекает, улучшает настроение.
– Предложите проверить карманы его одежды в надежде найти «потерявшийся» телефон или документы. Пусть сначала он сделает это самостоятельно, потом вы предложите свою помощь.
– Позвоните в поисковый отряд «ЛизаАлерт». Заявки на поиск, свидетельства и предложения о помощи круглосуточно и бесплатно принимаются операторами горячей линии по номеру 8(800)700-54-52.
– Сотрудник «ЛизаАлерт» предложит вам дойти до ближайшего магазина торговой сети «Пятёрочка» или «Перекрёсток», в которых есть «Островки безопасности» для потерявшихся людей. Воспользоваться этим вариантом можно, если вы уверены в своих силах, уверены, что доведёте человека. У него могут быть проблемы с походкой, болевой синдром, неудобная обувь. Могут включиться агрессия, сопротивление.
– Сделайте фотографию потерявшегося. Отправьте сотрудникам отряда. Покажите её самому человеку, проследите реакцию. В определённых стадиях заболевания, не узнавая себя, человек может начать агрессировать на «эту ведьму, которая следит за ним».
– Позвоните в службу 112. Опишите общее состояние потерявшегося. Оставьте свой номер телефона.
– Дождитесь наряда полиции.
– Обратите внимание на родственников. Как на них отреагирует сам потерявшийся? Если их поведение, внешний вид, разговоры вызовут у вас подозрение, обратитесь к дежурному полицейскому. Побег из дома может оказаться попыткой спасения от домашнего насилия.
В ТЕМУ
По оценкам ВОЗ, сейчас в мире с деменцией живут более 55 млн человек. Ожидается, что к 2030 году этот показатель вырастет до 78 млн, а к 2050 году – до 139 млн. В России деменцией страдают около 1 млн человек.
Причиной 70% всех случаев деменции, то есть потери памяти, способности мыслить, понимать и выполнять привычные действия, является болезнь Альцгеймера, к которой приводит повреждение стенок кровеносных сосудов и ухудшение снабжения мозга кислородом. Чаще всего это происходит из-за повышенного давления, повышенных уровней глюкозы в крови и холестерина. А также при курении и злоупотреблении алкоголем.
5 октября в Москве в отеле Mercure Paveletskaya Hotel пройдёт международная конференция по болезни Альцгеймера и деменции фонда «Альцрус». Участники конференции расскажут об актуальных методиках лечения и диагностики деменции, обсудят виды реабилитации людей с когнитивными нарушениями и поделятся информацией: какие проблемы и успехи есть в сфере стационарного ухода и что делают сотрудники аэропортов для комфорта пассажиров с ментальными нарушениями.