Андрей Бородин
В издательстве «Вече» выходит дилогия Александра Лапина (на фото) «Две жизни», завершающая собой масштабный цикл «Руссиада» – авторский взгляд на историю нашего отечества.
Русская душа потому и загадочна для иноземцев, что во всём жаждет достичь абсолюта – в любви, дружбе, поисках предназначения, смысле жизни, наконец. Этим, собственно, и заняты герои произведений Александра Лапина. Этим близки читателю. Они – наши современники, мы вместе проходим каждый следующий вираж истории государства Российского. Один из главных творческих методов писателя – через призму типичных и узнаваемых нами судеб героев книг отразить происходившую в несколько последних десятилетий масштабную трансформацию всего общества, а через их духовные поиски и испытания дать нам ключ к пониманию сложившихся ценностных основ и ориентиров.
Персонажи Лапина нередко перемещаются из романа в роман. «Крымский мост» (2019) и «Копьё Пересвета» (2024), составившие дилогию «Две жизни», не случайно имеют одно жанровое определение – «путешествие в пространстве, времени и самом себе». Это уникальный тройной травелог: в пространстве – по России и современным странам Западной Европы, во времени – по их истории и, конечно, непрекращающееся путешествие героя в пространстве его духовного поиска.
Преуспевающий бизнесмен Олег Мировой, главный герой романа «Крымский мост», отправляется в круиз вокруг Европы, который оборачивается для него странствием по «великой дуге истории» либерализма и в итоге приводит на прародину истинных ценностей – в Грецию, на святую гору Афон. Вернувшись, Мировой попадает в водоворот судьбоносных событий: от киевского майдана до Крымской весны, становится свидетелем крушения своего бизнеса, меняет фамилию и начинает жизнь с чистого листа. Спустя пять лет на страницах «Копья Пересвета» нас встречает уже Олег Миров, которого ждёт новое путешествие (тоже круиз, только речной), на сей раз по дуге великой русской истории и русских святынь. Валаам, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, Дивеева пустынь, Углич и Симбирск-Ульяновск, Самара-Куйбышев и Саров-Арзамас-16, наконец, пылающий Мариуполь. В конце пути Олег Миров вместе с читателем найдёт то, что искал. Ведь подняться к вершинам Истины можно только по ступеням испытаний.
Путь героя от внешних поисков истины через масштабные исторические события к внутреннему преображению архетипичен для нашей великой литературы, обращаясь к которой память сразу вызывает образ Пьера Безухова (рифмуется даже ряд сюжетных ходов). Этим же маршрутом ведёт своих героев Александр Лапин.

Сергей Дмитриев, главный редактор издательства «Вече»:
– С Александром Лапиным мы сотрудничаем больше двенадцати лет и рады тому, что он наш автор, первого исторического издательства страны. Дилогия «Две жизни» – юбилейное, двадцатое издание на нашем общем счету. И его не случайно так ждали поклонники творчества писателя, ведь у «Крымского моста» непременно должно было появиться продолжение. Чтобы помочь читателю разобраться в сложной и уникальной истории нашей страны, писатель сначала ввёл его в общеевропейский контекст. А затем настало время «Копья Пересвета». История России полна сложных периодов и противоречивых фигур. Именно они писателю в первую очередь и интересны, причём на уровне не гипотез и теорий, а подлинных документов, умело встроенных в общую канву повествования. Эти исторические вехи и личности и сделали нас такими, каковы мы сегодня. Дилогия «Две жизни» – это попытка взглянуть на события сегодняшнего дня сквозь призму времени и убедиться в том, что в истории нашего отечества невозможно разделить прошлое, настоящее и будущее. Сегодня у общества есть запрос на переосмысление собственного прошлого в ключе, принципиально отличающемся от того, который нам насильно навязывали начиная с 90 х годов минувшего века и почти до конца 10-х годов века нынешнего. Александр Лапин взял в руки этот ключ намного раньше – более двадцати лет назад, поставив перед собой архитрудную задачу – отразить во всей многогранности эпоху, в которой нам выпало жить.
Владислав Артёмов, главный редактор журнала «Москва»:
– В майском номере нашего журнала выйдет документально-историческая повесть Лапина «Момент истины. В августе пятьдесят четвёртого» о последних днях жизни генерала Абакумова, создателя и первого руководителя Смерша. Приятно познакомиться с автором, для которого история является не канвой сюжета, а полноправным действующим лицом. Это стало причиной моего интереса к романам «Крымский мост» и «Копьё Пересвета», выходящим теперь в виде дилогии. В них Александр Лапин, на мой взгляд, предстаёт перед нами не столько как художник, сколько как политический философ, что не лишает его произведения ни интригующего сюжета, насыщенного эмоционально заряженными историческими фактами, ни присущего автору стилистического многообразия. Дилогия «Две жизни», в сущности, метафилософский трактат в форме художественного полотна. Экзистенциальное путешествие по спирали нашего исторического маршрута: от объединения для борьбы с Ордой, символом которого стал инок Пересвет, к великой евразийской державе ХIX–XX веков; затем в недавних 90-х – опять в полупериферию, теперь уже либерального мира; и ныне снова, через судьбоносные испытания, – обратно, к самим себе, к «самобытной стране – цивилизации». Путь, который разворачивает перед нами автор, ведёт в новую эру – эру творческого созидания.
И это не литературная метафора, а, возможно, предвидение. Александр Лапин обладает этой способностью, в чём читатель имел возможность не раз убедиться. В 2014-м он назвал Крым камешком, попавшим под колесо телеги истории, заставив её свернуть на новый путь. Кто тогда мог представить, прологом каких событий обернётся Крымская весна? Более десяти лет назад, задолго до того, как искусственный интеллект взбудоражил умы, автор всерьёз заговорил о «религии творчества», видя в ней единственную возможность для человечества сохраниться как вид. Сегодня эта тема обсуждается везде – от высоких государственных кабинетов до популярных блогов. Знаю, что на рабочем столе писателя уже набирается сил рукопись нового романа. Ожидают ли нас там новые предвидения? Время покажет.
Владимир Громов, IT-специалист:
– Я давно слежу за творчеством Лапина. Мне особенно импонирует то, что ему нужен не просто читатель, а собеседник-единомышленник, способный задуматься не только об интриге сюжета. Всегда жду выхода его новой книги. Поначалу было просто интересно следить за жизнью его персонажей, потому что они были похожи на тебя самого, твоих друзей, родных, знакомых. Мы проживали в 80-х и 90-х, как в «Русском кресте», то же – школьная дружба, первая любовь, выбор профессии, крушение страны, в которой мы родились и выросли, попытки выжить в «дивном новом мире», в котором мы все внезапно оказались. Эти узнаваемые судьбы – вот что подкупало в книгах «Русского креста». Но дальше – больше, потому что в сюжеты он стал вплетать события более давней истории и сегодняшнего дня. В этом смысле «Крымский мост» и «Копьё Пересвета» – фактически единый большой роман, – мне кажется, лучшее, что написал Александр Лапин, и по масштабу исторического охвата, и по глубине раскрытия духовного мира главного героя. Замечательная идея – издать эти две книги под одной обложкой.
Прочитав когда-то роман «Крымский мост», я был уверен, что автор сказал о своём герое всё, что хотел. Тем интересней было открыть «Копьё Пересвета», где он откровенно высказался об очень непростых периодах нашей истории, заставив и меня увидеть их в новом свете. А главное, лучше понять суть событий, свидетелями и участниками которых мы все сегодня являемся.
Дилогия «Две жизни» завершает собой масштабный цикл под названием «Руссиада». Двенадцать лет назад, когда увидело свет первое крупное произведение писателя – роман «Утерянный рай», никто, включая самого автора, не мог предположить, что рассказ о мечтах и надеждах туманной юности сначала вырастет в эпопею «Русский крест» о судьбе поколения, принявшего на себя главный удар слома эпох, а затем превратится в хронику новой эпохи в истории России. В «Руссиаде» точка поставлена. Но История – продолжается.