В Нижегородском театре оперы и балета имени А.С. Пушкина состоялась премьера «Кармен» Жоржа Бизе. Самую популярную в мире оперу представили дирижёр Дмитрий Синьковский, первый сезон вступивший в полномочия музыкального руководителя театра, и молодой режиссёр Елизавета Мороз. Эта история о поисках любви, свободы и правды во многом стала символом тех значимых перемен, которые сегодня переживает оперный дом, что стоит в месте слияния Оки и Волги.
В нынешнем сезоне в Нижегородском театре оперы и балета появился и новый художественный руководитель – Алексей Трифонов, человек без исполнительских амбиций, но исповедующий в работе современные принципы европейского интендантства, которые, как показала жизнь, как никакие другие, способствуют расцвету оперного искусства. И сегодня нижегородцы стремительно возвращаются на театральную карту России.
Взяться за постановку «Кармен», с одной стороны, – это, конечно, по определению стремление потрафить самым очевидным желаниям публики. И сегодня такой шаг необходим театру, так как бывать в опере, судя по рутинной заполняемости зрительного зала, это та привычка или традиция, что требует воскрешения. С другой стороны, «Кармен», как всякая гипершлягерная опера, требует от постановщиков незаурядной творческой отваги, ибо ставить шедевр Бизе и не повториться – задача практически невыполнимая. А для Елизаветы Мороз, выпускницы мастерской Андрейса Жагарса в ГИТИСе, это первая большая самостоятельная работа.
На финальных аккордах «убиенная» Кармен встаёт и дарит Хозе самый страстный поцелуй вечера! Зал в шоке, и люди, покидая театр, пытаются осознать произошедшее… Елизавета Мороз обрамляет свой рассказ о страстной испанской цыганке Бизе – Мериме уже порядком поднадоевшим приёмом «театра в театре», выбирая паролем к своей постановке два понятия – Théâtre и Liberté, которые, как подсказка залу, начертаны на транспаранте над сценой. И если «театр» прикрывает незначительные режиссёрские нестыковки не смыслового, а технологического свойства, то «свобода» становится главным триггером спектакля, но вовсе не ради любви.
Модульная декорация сценографа Дениса Шибанова, известного прежде своими кинопроектами (например, «Дау» Ильи Хржановского), более всего напоминает тюремные нары, а Кармен, как и все иные герои оперы, одетая по моде начала ХХ века (от художниц по костюмам Ольги и Елены Бекрицких), ходит исключительно в чёрном. Чем напоминает Машу из чеховской «Чайки», которая, как известно, носила траур по своей жизни, считая себя несчастной…
Эта «Кармен» начисто лишена той примитивной яркой зрелищности, на которую провоцирует хитовость её мелодий. Она полна внутренней энергией, находящей выход в почти перманентной танцевальной пластике, которая красноречивее слов, но будто специально на «полшага» то и дело отстаёт от музыки. Будто авторы спектакля намекают, что героям для счастья не хватило прежде всего дара предвидения. На самом же деле Кармен манипулирует всеми, кто её окружает. И Хозе – её лучшая игрушка, потому что играть со смертью под правильными лозунгами «любви, свободы и правды» – её любимая забава.
Оркестр под дирижёрской палочкой Дмитрия Синьковского, в основе профессиональной репутации которого лежит барочная музыка (в 2011 году он основал ансамбль старинных инструментов La Voce Strumentale, заслуживший самых лестных оценок), с партитурой Бизе обходится очень корректно, сократив лишь немного разговорные диалоги. Но порой вихрь страсти так накрывает, что оркестр теряет сыгранность в звучании и баланс с солистами.
А Алексей Трифонов и его команда, как и принято в мировой оперной практике, сделали ставку не на штатные вокальные силы, а на приглашённых солистов. Премьерные пары Кармен – Хозе составили Наталья Ляскова – Иван Гынгазов и Екатерина Лукаш – Сергей Кузьмин. Ляскова, служащая в Пермской опере, сегодня одна из лучших Кармен в России, но в этом спектакле порой проступали черты её совсем другой Кармен из знаменитого спектакля Константина Богомолова, принёсшего ей известность. Лукаш, считающаяся солисткой сразу двух театров – Нижнего Новгорода и Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, не испытывает подобного давления предыдущего опыта, но в певице ощутимо меньше энергии. Хозе тоже получаются очень разными. Иван Гынгазов из «Геликона» поёт почти безупречно, а своим образом всячески подчёркивает театральность происходящего, изображая «жертву». У Сергея Кузьмина из Михайловского театра образ выходит куда более рефлексирующим.
В премьерной серии спектаклей оба исполнителя роли Эскамильо (Гарри Агаджанян и Олег Федоненко) захворали и, хоть вышли на сцену, петь практически не могли. В партии Микаэлы в качестве солистки Нижегородской оперы классно дебютировала Венера Гимадиева, чьё имя в сознании меломанов ассоциируется с Большим театром. Этот факт свидетельство тому, что у города, находящегося в четырёх сотнях километров от столицы, серьёзные амбиции.
И планы у театра масштабные не только в формате Нижнего Новгорода, где, надо заметить, очень успешно развивается филармонический проект концертов в другой локации – вечера в Пакгаузах. А под занавес сезона театр представит сценическую версию оратории Генделя «Триумф Времени и Разочарования» в постановке Елизаветы Мороз на Дягилевском фестивале в Перми. В следующем сезоне этот проект появится на афишах Пакгауза, а оперными премьерами на основной сцене театра станут «Любовь д’Артаньяна» Вайнберга и «Похищение из Сераля». А также Нижегородский оперный станет первым региональным театром, у которого в новейшей истории появится свой персональный абонемент в Московской филармонии, где в концертном варианте будет представлена и та самая «Кармен».
Мария Бабалова,
специально для «ЛГ»