Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 апреля 2023 г.
Искусство Культура

Поцелуй смерти

Спектакль-провокация как ключ к успеху

24 апреля 2023
Кармен Натальи Лясковой только делает вид, что закована в оковы любви Хозе Ивана Гынгазова Фото: Ирина Гладунко

В Нижегородском театре оперы и балета имени А.С. Пушкина состоялась премьера «Кармен» Жоржа Бизе. Самую популярную в мире оперу представили дирижёр Дмитрий Синьковский, первый сезон вступивший в полномочия музыкального руководителя театра, и молодой режиссёр Елизавета Мороз. Эта история о поисках любви, свободы и правды во многом стала символом тех значимых перемен, которые сегодня переживает оперный дом, что стоит в месте слияния Оки и Волги.

В нынешнем сезоне в Нижегородском театре оперы и балета появился и новый художественный руководитель – Алексей Трифонов, человек без исполнительских амбиций, но исповедующий в работе современные принципы европейского интендантства, которые, как показала жизнь, как никакие другие, способствуют расцвету оперного искусства. И сегодня нижегородцы стремительно возвращаются на театральную карту России.

Взяться за постановку «Кармен», с одной стороны, – это, конечно, по определению стремление потрафить самым очевидным желаниям публики. И сегодня такой шаг необходим театру, так как бывать в опере, судя по рутинной заполняемости зрительного зала, это та привычка или традиция, что требует воскрешения. С другой стороны, «Кармен», как всякая гипершлягерная опера, требует от постановщиков незаурядной творческой отваги, ибо ставить шедевр Бизе и не повториться – задача практически невыполнимая. А для Елизаветы Мороз, выпускницы мастерской Андрейса Жагарса в ГИТИСе, это первая большая самостоятельная работа.

На финальных аккордах «убиенная» Кармен встаёт и дарит Хозе самый страстный поцелуй вечера! Зал в шоке, и люди, покидая театр, пытаются осознать произошедшее… Елизавета Мороз обрамляет свой рассказ о страстной испанской цыганке Бизе – Мериме уже порядком поднадоевшим приёмом «театра в театре», выбирая паролем к своей постановке два понятия – Théâtre и Liberté, которые, как подсказка залу, начертаны на транспаранте над сценой. И если «театр» прикрывает незначительные режиссёрские нестыковки не смыслового, а технологического свойства, то «свобода» становится главным триггером спектакля, но вовсе не ради любви.

Модульная декорация сценографа Дениса Шибанова, известного прежде своими кинопроектами (например, «Дау» Ильи Хржановского), более всего напоминает тюремные нары, а Кармен, как и все иные герои оперы, одетая по моде начала ХХ века (от художниц по костюмам Ольги и Елены Бекрицких), ходит исключительно в чёрном. Чем напоминает Машу из чеховской «Чайки», которая, как известно, носила траур по своей жизни, считая себя несчастной…

Эта «Кармен» начисто лишена той примитивной яркой зрелищности, на которую провоцирует хитовость её мелодий. Она полна внутренней энергией, находящей выход в почти перманентной танцевальной пластике, которая красноречивее слов, но будто специально на «полшага» то и дело отстаёт от музыки. Будто авторы спектакля намекают, что героям для счастья не хватило прежде всего дара предвидения. На самом же деле Кармен манипулирует всеми, кто её окружает. И Хозе – её лучшая игрушка, потому что играть со смертью под правильными лозунгами «любви, свободы и правды» – её любимая забава.

Оркестр под дирижёрской палочкой Дмитрия Синьковского, в основе профессиональной репутации которого лежит барочная музыка (в 2011 году он основал ансамбль старинных инструментов La Voce Strumentale, заслуживший самых лестных оценок), с партитурой Бизе обходится очень корректно, сократив лишь немного разговорные диалоги. Но порой вихрь страсти так накрывает, что оркестр теряет сыгранность в звучании и баланс с солистами.

А Алексей Трифонов и его команда, как и принято в мировой оперной практике, сделали ставку не на штатные вокальные силы, а на приглашённых солистов. Премьерные пары Кармен – Хозе составили Наталья Ляскова – Иван Гынгазов и Екатерина Лукаш – Сергей Кузьмин. Ляскова, служащая в Пермской опере, сегодня одна из лучших Кармен в России, но в этом спектакле порой проступали черты её совсем другой Кармен из знаменитого спектакля Константина Богомолова, принёсшего ей известность. Лукаш, считающаяся солисткой сразу двух театров – Нижнего Новгорода и Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, не испытывает подобного давления предыдущего опыта, но в певице ощутимо меньше энергии. Хозе тоже получаются очень разными. Иван Гынгазов из «Геликона» поёт почти безупречно, а своим образом всячески подчёркивает театральность происходящего, изображая «жертву». У Сергея Кузьмина из Михайловского театра образ выходит куда более рефлексирующим.

В премьерной серии спектаклей оба исполнителя роли Эска­мильо (Гарри Агаджанян и Олег Федоненко) захворали и, хоть вышли на сцену, петь практически не могли. В партии Микаэлы в качестве солистки Нижегородской оперы классно дебютировала Венера Гимадиева, чьё имя в сознании меломанов ассоциируется с Большим театром. Этот факт свидетельство тому, что у города, находящегося в четырёх сотнях километров от столицы, серьёзные амбиции.

И планы у театра масштабные не только в формате Нижнего Новгорода, где, надо заметить, очень успешно развивается филармонический проект концертов в другой локации – вечера в Пакгаузах. А под занавес сезона театр представит сценическую версию оратории Генделя «Триумф Времени и Разочарования» в постановке Елизаветы Мороз на Дягилевском фестивале в Перми. В следующем сезоне этот проект появится на афишах Пакгауза, а оперными премьерами на основной сцене театра станут «Любовь д’Артаньяна» Вайнберга и «Похищение из Сераля». А также Нижегородский оперный станет первым региональным театром, у которого в новейшей истории появится свой персональный абонемент в Московской филармонии, где в концертном варианте будет представлена и та самая «Кармен».

Мария Бабалова,

специально для «ЛГ»

Тэги: Нижегородский театр оперы и балета
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS