Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Повести о настоящих людях

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Елена Шуваева-Петросян. Человеческая жизнь: Рассказы, миниатюры, повести, статьи. – Ереван: Егея, 2007. – 120 с.

Как пишет в предисловии Гурген Ханджян – прозаик, переводчик, драматург, – «Шуваева-Петросян… белокурая волгоградка становится женой армянина… и это сочетание само по себе бросается в глаза и сразу же рождается интрига… Её литературная деятельность в Армении изначально удостоилась внимания. Были опубликованы стихотворения и статьи – сначала в русскоязычной, а позднее в армяноязычной прессе».
Перед нами предстаёт автор со своей темой и своим голосом. Она молода, отсюда, видимо, её стилистические метания между классически-реалистическими и метафизически-фантастическими текстами. Героями рассказов с самыми различными сюжетами, обыгрывающими жизненные ситуации, становятся у Петросян (это псевдоним автора) в основном стремительно взрослеющие русские девочки. Жизнь большинства из них, по мнению автора, трагична, потому что растут они в провинциальных городках России в семьях алкоголиков, очень мало думающих о своих детях. Реалистичность изображения судеб персонажей дополняется дневниковыми записками из жизни самой Петросян, успевшей окончить московский институт, пожить в Англии и стать лауреатом различных литературных конкурсов в Израиле, Греции, Испании и России. Так и чередуются выдуманные и реальные картинки, отличаясь друг от друга только бережным отношением к языку в художественных текстах и сценарно-лёгким, порой совсем необработанным в автобиографических.
Все рассказы на одну главную тему – автор рассматривает судьбы женщин во всех её возрастных периодах, да и книга-то называется «Человеческая жизнь». В этом контексте особенно странно читать рассказ «В то лето». В нём автор повествует об одном годе жизни двенадцатилетней девочки, становящейся девушкой и желающей большей свободы. Желание девушки провести ночь со своими сверстниками вызвало запрет со стороны отца, которому дочь на это сказала: «Да пошёл ты…» И все страсти только из-за того, чтобы девчонке сделать первый глоток водки, посидеть со своими случайными знакомыми до утра у костра да поворовать яблоки из соседского сада. Странно звучит финальная фраза рассказа: «В то лето она стала самым взрослым человеком в мире!» Не пожелаю ничего подобно автору в отношениях со своими детьми. Но в книге текст с подобным неаргументированным поведением героев единственный. Трогательна миниатюра об армянской девчушке (полукровке), пишущей письмо Деду Морозу с просьбой подарить ей самолёт для полётов к любимой бабушке в далёкую Россию; и уж очень правилен рассказ о фанатке, разочаровавшейся в своём рок-кумире. Почти все героини у Петросян похожи друг на друга, они несчастны и стремятся вырваться, «жить по-настоящему, естественно, в Москве», но жизнь их заканчивается трагически. Смертей в книге, наверное, столько же, сколько действующих лиц. Думается, что нынешняя оторванность русскоязычных писателей Армении от полноценного российского литературного процесса сказалась не только на качестве включённых в книгу произведений, но и на качестве редактуры. Поэтому там и тут встречаем просто ляпы, неумело используемые профессионализмы и эпитеты, например: «площадь возгорания оказалась небольшой», «прежде чем подойти к молодой компании», «удовлетворить естественные позывы желудка» – это про обед, «суета дисгармонировала с остановленным дыханием природы», а чемоданы в рассказе разгружают с «какой-то разнузданной машины»… и т.д. Но это, поверьте, не главное, а лишь досадные мелочи.
Главное, что Елене Петросян всё-таки удалось выразить своё авторское мнение о жизни современников. Трудно будет забыть читателям яркие образы героев из рассказов «Маша и медведь», «Порыв», «Нота-бомж», «Дневник снов» и «Улов» – отзывчивые на чужую беду, добрые и беззащитные перед наглостью и жестокостью персонажи, именно поэтому и становятся под пером Елены Петросян настоящими людьми, которых так порой не хватает в реальной жизни. 

Борис ЛУКИН

Обсудить в группе Telegram

Борис Лукин

1964 г.р. Поэт, журналист, член Союза писателей... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS