. 35 кило надежды / Пер. с фр. – М.: ИД «Флюид», 2007. – 120 с.
Как иногда бывают созвучны проблемы детства разных стран! Эта книга французской писательницы Анны Гавальды «35 кило надежды» написана от имени 13-летнего мальчишки Грегуара, живущего во Франции со своими родителями. У него талант – он многое может смастерить в столярной или слесарной мастерской; но в школе отношения не складываются, родители не понимают, и он не знает, как справиться со своими проблемами. Разве что дед помогает ему хоть как-то примириться с реальностью.
Узнаваемы первые строки: «Я ненавижу школу. Ненавижу её пуще всего на свете. Нет, даже ещё сильней… Она испортила мне всю жизнь», – хоть и написаны за много километров от России. А дальше приходит мысль, что именно так живут миллионы подростков не только во Франции, но во всём мире: «…Я просыпаюсь за час до будильника, а то и больше, и целый час лежу и чувствую эту боль в животе, как она набухает, набухает… К тому времени, когда надо вставать с кровати, меня уже тошнит так, что кажется, будто я на палубе корабля в открытом море. Завтрак – мучение. … К четырём комок начинает рассасываться, и я совсем его не чувствую, когда дома открываю дверь своей комнаты. Потом скручивает опять – это когда приходят с работы родители и начинают допытываться, как прошёл день, и рыться в моём портфеле, чтобы проверить дневник…»
Откровенно? Да. Узнаваемо? Конечно. Несмотря на то, что от имени Грегуара говорит 37-летняя писательница, которую называют «новой Франсуазой Саган». А может быть, благодаря этому?
Напряжённые отношения между родителями обозначены в книге не менее чётко и откровенно – так, как видит их измученный непониманием мальчишка. «Родители мои друг друга выносят с трудом, так что им обязательно, что ни вечер, надо как следует поругаться, только они не знают, к чему придраться, вот и пользуются мной… Мама кричит, что отец никогда мной не занимался, времени на сына у него нет, а он ей отвечает, чтобы не валила с больной головы на здоровую, она сама меня, видите ли, избаловала».
Другой уровень жизни, другие менталитет и система образования, а проблемы идентичны. К тому же художественное воплощение подростковых комплексов и трагедий производит впечатление сильнее, нежели простая констатация факта, принятая в большинстве современных социально-психологических изданий, да и раскрывает их глубже.
Текст лёгкий, всю книгу можно при желании прочесть за полтора-два часа. Но при этом темы, затронутые автором, «не отпускают» сразу. «Будь счастливым, чёрт побери! Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!» – кричит Грегуару любимый дед. И мальчишка сам находит себе школу, которая ему нравится, и прилагает все силы, чтобы поступить туда.
Кроме описания острых углов переходного возраста, интересен ведущий мотив книги – как важно, чтобы человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, кто-то близкий и родной крикнул, разозлившись: «Будь счастлив, чёрт побери!» И ведь становишься счастливым! Ради близкого и родного. Чтобы он не кричал.