Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Повод для «Овации»

01 января 2007

PRO ET CONTRA

Иметь в собственном арсенале национальную премию в области музыки, аналогичную Grammy, – желание столь же понятное, сколь и трудноосуществимое. Накануне собственного 20-летия премия «Овация» предпринимает очередную попытку восстать из пепла.

Юбилейная церемония назначена на 30 октября, хотя строго математически двадцатой она не является: статуэтки, изображающие аплодирующие ладони, вручались далеко не каждый год. Но дело ведь не в датах и порядковых номерах. А в том, что премиальная практика у нас несколько отличается от той, что принята в мире. И кризисы, через которые с бóльшими или меньшими потерями в разные годы проходила премия, обусловлены не столько внутренними проблемами именно «Овации» (хотя их немало) и даже не ситуацией, сложившейся в нашем музыкальном бизнесе (который по старым принципам существовать уже не может, а по новым – явно не хочет), сколько дефектами российской премиальной системы как таковой. Даже наиболее стабильная театральная «Золотая маска» периодически даёт повод к яростным спорам по поводу заслуг отдельных лауреатов. Что уж говорить о двух (!) национальных кинематографических – «Нике» и «Золотом орле». А страсти, которые кипят вокруг многочисленных российских литературных премий с громкими названиями, порой затмевают самые шумные скандалы шоу-бизнеса. В этом году даже вокруг академического из академических – конкурса Чайковского – бушевали нешуточные шторма.

Какую премию ни возьми, главные претензии выражаются по поводу непрозрачности судейства (реже – в адрес состава «судейской коллегии») и реальных достоинств номинантов и их достижений в соответствующей сфере. Особенно когда одни и те же фигуранты номинируются из года в год и из года в год премию получают. Понятно, что при раздаче слонов и пряников всегда были и будут непризнанные и обойдённые. Но престиж и статус премии как раз и зависят от того, чтобы число этих персон не выходило за пределы статистической погрешности.

Впрочем, гораздо существеннее другое обстоятельство, организаторами премиальных действ, как правило, упорно игнорируемое: неподдельный и искренний интерес к премии и её лауреатам у обычного, рядового, среднестатистического (выбирайте, что вам больше нравится) зрителя-слушателя-читателя, ради которого (в идеале) и творят выбранные высоким жюри лауреаты вкупе с остальными номинантами. Хорошо было докапиталистической «Песне года» – помимо сочинений абсолютно номенклатурных, то есть попадающих в финал автоматически, в итоговом концерте находилось место и песням, которые действительно любили люди. Кстати, в год своего создания, в 92-м, «Овация» как раз и вручалась по итогам зрительского голосования. И можно только сожалеть, что по целому ряду причин от этого пришлось отказаться.

Отваге организаторов и спонсоров «Овации» следует отдать должное: надо обладать немалым мужеством, чтобы в столь неподходящих стартовых условиях (падение престижа всяческих премий продолжается и вряд ли прекратится в ближайшее время) рискнуть начать всё сначала. У премии новая статуэтка, новый сайт, новая высшая академическая комиссия. Расширен список номинаций, среди которых нашлось место и тем, кто посвятил себя серьёзной музыке, а также опере и балету, хотя целесообразность такого смешения жанров отнюдь не бесспорна. Остаётся дождаться наступления момента истины. И если всё получится, то безумству храбрых мы устроим настоящую овацию.

Ксения ВИШНЕВСКАЯ

Обсудить в группе Telegram

Ксения Вишневская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS