Иметь в собственном арсенале национальную премию в области музыки, аналогичную Grammy, – желание столь же понятное, сколь и трудноосуществимое. Накануне собственного 20-летия премия «Овация» предпринимает очередную попытку восстать из пепла.
Юбилейная церемония назначена на 30 октября, хотя строго математически двадцатой она не является: статуэтки, изображающие аплодирующие ладони, вручались далеко не каждый год. Но дело ведь не в датах и порядковых номерах. А в том, что премиальная практика у нас несколько отличается от той, что принята в мире. И кризисы, через которые с бóльшими или меньшими потерями в разные годы проходила премия, обусловлены не столько внутренними проблемами именно «Овации» (хотя их немало) и даже не ситуацией, сложившейся в нашем музыкальном бизнесе (который по старым принципам существовать уже не может, а по новым – явно не хочет), сколько дефектами российской премиальной системы как таковой. Даже наиболее стабильная театральная «Золотая маска» периодически даёт повод к яростным спорам по поводу заслуг отдельных лауреатов. Что уж говорить о двух (!) национальных кинематографических – «Нике» и «Золотом орле». А страсти, которые кипят вокруг многочисленных российских литературных премий с громкими названиями, порой затмевают самые шумные скандалы шоу-бизнеса. В этом году даже вокруг академического из академических – конкурса Чайковского – бушевали нешуточные шторма.
Какую премию ни возьми, главные претензии выражаются по поводу непрозрачности судейства (реже – в адрес состава «судейской коллегии») и реальных достоинств номинантов и их достижений в соответствующей сфере. Особенно когда одни и те же фигуранты номинируются из года в год и из года в год премию получают. Понятно, что при раздаче слонов и пряников всегда были и будут непризнанные и обойдённые. Но престиж и статус премии как раз и зависят от того, чтобы число этих персон не выходило за пределы статистической погрешности.
Впрочем, гораздо существеннее другое обстоятельство, организаторами премиальных действ, как правило, упорно игнорируемое: неподдельный и искренний интерес к премии и её лауреатам у обычного, рядового, среднестатистического (выбирайте, что вам больше нравится) зрителя-слушателя-читателя, ради которого (в идеале) и творят выбранные высоким жюри лауреаты вкупе с остальными номинантами. Хорошо было докапиталистической «Песне года» – помимо сочинений абсолютно номенклатурных, то есть попадающих в финал автоматически, в итоговом концерте находилось место и песням, которые действительно любили люди. Кстати, в год своего создания, в 92-м, «Овация» как раз и вручалась по итогам зрительского голосования. И можно только сожалеть, что по целому ряду причин от этого пришлось отказаться.
Отваге организаторов и спонсоров «Овации» следует отдать должное: надо обладать немалым мужеством, чтобы в столь неподходящих стартовых условиях (падение престижа всяческих премий продолжается и вряд ли прекратится в ближайшее время) рискнуть начать всё сначала. У премии новая статуэтка, новый сайт, новая высшая академическая комиссия. Расширен список номинаций, среди которых нашлось место и тем, кто посвятил себя серьёзной музыке, а также опере и балету, хотя целесообразность такого смешения жанров отнюдь не бесспорна. Остаётся дождаться наступления момента истины. И если всё получится, то безумству храбрых мы устроим настоящую овацию.