…они – слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму.
Новый Завет
Телевидение всё знает о среднем классе. В 2008 г. НТВ сообщало, что «сейчас он достиг 30–33%». Убийственную цифру выдал РЕН ТВ: «Абсолютный максимум численности среднего класса при резком повышении зарплат всем бюджетникам без исключения, небывалом росте пенсий и т.д. составит 50%». В сообщении ощущался сарказм. Страна, где каждый второй – представитель среднего класса, сродни фантастическому «Городу Солнца» из радужной утопии Томмазо Кампанеллы. Всё к тому и шло, но…
«Из-за леса, из-за гор» пришёл кризис. Тон сообщений сменился: «Доля среднего класса, определяемого по уровню потребления, снизится на 10%» (Первый), «Сегодня к среднему классу в России относятся в одном варианте от 6–8 до 20–25%» (РБК).
Никакого кризиса нет и не было. Мир мучительно возвращается в состояние, которое может себе позволить при том количестве ресурсов, коим располагает. При этом не сильно выпендриваясь по части потребления. Экономическое состояние индивидуума улучшится только за счёт сокращения числа других индивидуумов, также претендующих на «хорошую жизнь». Процесс взаимного «сокращения» пошёл, и его не остановить. Следите за новостями.
Первые претенденты на «сокращение» – ошибочно причислявшие себя к среднему классу. По ряду признаков их следует называть «ложными средними». По аналогии с ложными опятами. (Википедия: «Ложные опята (Hypholoma) – грибы невысокого качества, внешне похожие на съедобные опята; вырастают группами»).
Чтобы удобрить почву для прорастания «ложных средних», потребовалось уничтожить «старых средних». Началось с ликвидации мест их обитания: школы, НИИ, предприятия, музеи, больницы, хорошее искусство. Телевидение держало нос по ветру. Ураганная реклама МММ, «Хопра» и прочей «селенги» довершила уничтожение. Была проведена всероссийская экспроприация накоплений «старых средних» времён СССР: квартиры, дачи, стоматологическое золотишко. Словом «совесть» останкинские дразнили бродячих собак в соседнем парке.
Когда «старпёров» выжали досуха, в ход пошло оружие массового поражения: потребительские кредиты. Применение «потреб-ОМП» дало результат: на освободившемся от среднего класса пространстве повылезали из земли мутанты – «ложные средние». Их первым словом было не «мама», а «дай!»
«Ложные средние» во всём средние: в желаниях (подсказанных телевидением) и способностях (выдаваемых телевидением за выдающиеся). «Ложные средние» существовали всегда. Но раздулись до классового понятия, едва дорвавшись до потребительских кредитов. Образовался пузырь, надутый сырьевой экономикой, кредитной политикой и телевидением. Пузырь раздувался, пока не возомнил о себе настолько, что отправился в свободный полёт. Воздуха для полёта хватило ненадолго. Кредитный пузырь спикировал в грязь и теперь валяется сморщенный, как понятно что.
Однажды телевидение стало поводырём «ложных средних». Оно отвечает за то, что создало миф о «человеке потребляющем». ТВ создало мифологию «ложных средних». Приложив методику детского канала «Бибигон» применительно к взрослым. Перемежая сериальные сказки о хорошей жизни с играми в миллионеров, ТВ насильно втащило людей в «кредитный рай», нагло навязав гламурный образ жизни.
Гламур – представление быдла о роскошной жизни. С телеэкрана быдло делилось своими мыслями. И создало «ложных средних» как класс покупателей. Именно телевидению мы обязаны распространением омерзительного словечка «шопинг». Shopping – поход по магазинам, возведённый в ранг культурного мероприятия.
«Ложные средние» – класс развлекающихся. ТВ предлагало ему не добывать трудом хлеб насущный, а брать кредит, чтобы затем выкручиваться с его погашением. ТВ – самый действенный механизм распространения заразной идеи о кредитном рае под прикрытием россказней о «возрождении среднего класса».
Получив кредит, «ложный средний» покупал «плазму» и включал её, ожидая увидеть на экране себя. Он и видел себя: в сериалах, боевиках, рекламе, ток-шоу. Осознание факта, что «плазма» оказалась кривым зеркалом, ввергло «ложных средних» в депрессию, алкоголизм и наркоманию.
Основа экономики «ложных средних» – почти по Марксу: кредит – покупка – обслуживание: сервис, фитнес, туриндустрия, салоны красоты, косметическая медицина, журналы здоровья и клубы. Усилия «ложных средних» направлены исключительно на придание себе хорошего вида.
Притом что «ложные средние» в массе своей не располагали собственностью в виде дома и дела: магазина, мастерской… А зачем? ТВ рекламировало образ жизни «в кредит». Такой красивой жизни… Ради этого «сна о чём-то большем» компании потребительского сектора и банки брали в долг сотни миллиардов за границей. Пузырь надувался и рос в размерах.
Не будучи сторонником теории «мировой закулисы», предположу, что существовала интуитивная договорённость между государствами мира о создании кризиса с целью стабилизации численности населения. Кризис включил механизм планетарной саморегуляции: самоубийства, эпидемии, голод, войны, межэтнические побоища… В России этот механизм выразился в намеренно ускоренном расходовании природных ресурсов.
Крах наступил, как весна в нашем сельском хозяйстве: когда не ждали. «Ложные средние» и не пытались сопротивляться. Потому что не умели. Они умели только брать кредит. Но теперь кредиты не давали, а требовали обратно. ТВ отошло в сторонку и лицемерно вздыхало в экономических новостях: какая беда!
Поводырь бросил слепцов. Слепцы полетели в канаву, увлекая один другого. Банки отказывались от корпоративок со «звёздами», увольнявшими своих стилистов, отказавшихся от абонементов в фитнес-залы, сотрудники коих прекращали посещать ночные клубы, чей персонал перестал покупать круизы в турбюро, чьи работники прекращали заказывать обеды в офис из ресторанов, где работники перестали покупать для своих собак элитные корма, а производители последних закрывали магазины и увольняли продавцов, которые… И так далее. Пирамида кредитов сокрушила пирамиду занятости.
Что же произошло с пузырём? «В общем, он лопнул!» – воскликнул поросёнок Пятачок, подарив на день рождения ослику Иа-Иа остатки воздушного шарика.
«Ложные средние» – как пар над чайником. Пар заметен, пока вода кипит.
«Ложные средние» – как китайские парниковые овощи, выгнанные из почвы ударной дозой ртутных удобрений. Смотреть можно – есть нельзя. В противном случае социальная диарея гарантирована.
Мечты «ложных средних» сгорели, как город Саванна в романе Маргарет Митчелл «Унесённые ветром»: «Скарлетт невольно уносилась мыслями к прежним дням… Как беспечно относились они тогда к пище, как были расточительны!» Им остаётся, как обезумевшей от голода бедняжке Скарлетт О’Хара, искать старую редиску в огороде разрушенного войной поместья Тара. Чтобы посадить новый огород, нужно купить семена и инструменты. Но для этого придётся убить янки и ограбить труп: «Ослепительные видения открывались её взору: деньги, настоящие деньги… Много еды!»
Телевидение уже анонсировало показ «Унесённых ветром». В нынешних условиях этот фильм – не мелодрама, а видеокурс по выживанию.
Кому верить? Только не корреспонденту ТВ Центра, который – на фоне растерянной толпы уволенных «ложных средних» – заявил, что они «растворятся среди прочих в поисках работы». А что они будут делать, если ничего не умеют? Дипломы ускоренных «академий экономики» и «финансовых университетов» можно выкинуть на помойку. Остаются водительские права на машину, за которую ещё не выплачен кредит. И конкуренция с выпускниками школ: если год назад на одну вакансию для выпускников претендовало в среднем 3 человека, то из первого посткризисного выпуска – 18.
Отношение «ложных средних» к рабочим вакансиям умиляет. «Столица» показывает хорошо одетую даму на бирже труда. «Мне предлагали вакансии. Но там ужасные отношения между людьми!» Не стоит удивляться, мадам! В таких местах не дурака валяют за хороший оклад, а в поте лица зарабатывают на краюху хлеба.
ТВ, заманившее в пропасть «ложных средних», ничего не предлагает. Пыталось было поначалу подсчитывать дни до «конца кризиса», да бросило, постигнув глупость затеи. «Как раньше» уже не вернётся, и обман будет очевиден.
Зато НТВ представило программу «Средний класс», «адресованную тем, кто даже в этих непростых экономических условиях хочет сохранить привычный уровень жизни и с уверенностью смотрит в будущее». Звучит как насмешка. Что за «привычный образ жизни»? Кредитный? Тогда наилучший совет: как получить кредит, чтобы осталось на пластическую операцию и покупку паспорта на другое имя. Программа выходит в 11 часов дня. НТВ объясняет это так: «Самая социально активная часть населения, которая и является российским средним классом, оказалась лишена своего дневного телевидения. Именно такому зрителю адресована новая программа». Нет, чтобы честно признаться: передача для безработных, у которых ещё остались деньги.
Но, кажется, создатели программы поняли, что перестарались с планами. И в последних выпусках рассказывали, как выбирать недорогую еду.
Что делать «ложным средним»? Искать себя в том, что есть. Вспомнить, что умеют делать. Не идти за мечтой, раздутой ТВ, а исходить из реальности. Поделиться своим опытом с детьми. Рассказать детям, что ТВ – никудышный советчик. Купить детям книжки о том, как растят хлеб, как варят металл, как лечат людей, как ищут полезные ископаемые и шьют хорошую одежду.
В аналитических программах либеральные политологи пугают нас напоминанием, что Гитлера к власти привёл средний класс. И цитируют социолога Баррингтона Мура: «Революции чаще возникают не из победного клича восходящих классов, а из предсмертного рёва обречённых классов, над которыми вот-вот должны сомкнуться волны прогресса».
Но для претворения в жизнь таких планов нужна организация. Общество «ложных средних» состоит из разрозненных компаний бывших сослуживцев, приятелей по «элитному» автоклубу, виртуальных «одноклассников»… Максимум, на что они способны, – создать «преступное сообщество, в просторечии именуемое шайкой», как сказал Глеб Жеглов про интеллигентную даму и вора Ручечника, тыривших шубы по театрам да ресторанам у «фраеров ушастых».
Властям не стоит опасаться бунта «ложных средних». Опята не поднимут восстание. Опята тихо сгниют.
Код для вставки в блог или livejournal.com:
Поводырь «ложных средних»Телевидение всё знает о среднем классе. В 2008 г. НТВ сообщало, что «сейчас он достиг 30–33%». |
КОД ССЫЛКИ: |