Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 июня 2021 г.
Литература

Поворот для боллитры

Достоин ли премии Пелевин?

01 июня 2021
Высокая литература тоже может быть доступной для широкого читателя

Лауреатом «Нацбеста», одной из самых престижных литературных премий страны, стал молодой писатель из Санкт-Петербурга Александр Пелевин с романом «Покров-17».

В предыдущие годы Нацбест выигрывали Андрей Рубанов («Финист – Ясный сокол») и Михаил Елизаров («Земля»). Оба прозаика, в отличие от тридцатидвухлетнего Пелевина, давно и хорошо известны в литературном мире, нет ни малейших сомнений в обоснованности вручения премии.

«Покров-17» же вызвал бурные дискуссии сразу после выхода. Многие рецензенты, особенно характерная компания авторов портала «Альтерлит», называющая себя «новой критикой», отмечали простой, без изысков, язык романа, а лихо закрученный сюжет сравнивали со сценарием для фильма. Тщательно выискивали недочёты: бурная дискуссия разгорелась из-за упоминания автомата, который держал на коленях один из героев, управлявший автомобилем; картину эту Александр подсмотрел во время одной из поездок со мной на Донбасс, где так, в общем, принято, но критики доказывали, что это невозможно, поскольку категорически неудобно.

Сходились в одном: книга «Покров-17» – на грани массовой и большой литературы. Противники романа сочли, что «Покров-17» съезжает в массовую, сторонники – наоборот.

В своё время я спросила у писателя Андрея Рубанова, чем хорошая жанровая проза отличается от высокой. «Количеством сюжетных поворотов», – ответил Рубанов.

Для литературного мира кажется чем-то неприличным и даже вызывающим упор на сюжет текста, в то время как язык играет второстепенную роль: не портит – и ладно. Недостаток сюжета в литературе последних двадцати лет заставляет обратиться к языку, акцентировать на нём внимание, искать всё новые языковые ходы. Бесспорно, это имеет право на существование. Но, к примеру, и Рубанов, и Елизаров совмещают языковые изыски с напряжённым сюжетом. Пелевин же делает смелый ход, фактически открывает новую страницу в истории литературы. Он как бы говорит: язык не важен. Важна мелодия девяносто третьего года, фантасмагорическая дымка над закрытым городом, важны фигуры титанов, вставшие над едущими по Москве танками, важны оставшиеся в вечности солдаты Великой Отечественной. Пелевин рисует образы и сюжет – и именно они являются сильным местом романа «Покров-17». А язык – язык не слабое место. Он не плох, язык романа, он прост. Обычная лёгкая разговорная речь.

Присудив победу «Покрову-17», жюри «Нацбеста» фактически легализовало такую позицию. Сформулировало: «Так – можно».

Роман на грани массовой литературы – хорошо это или плохо? Критик Анна Жучкова отмечает: «Это первая победа на моей памяти, от которой радостно скачут толпы читателей, а не только победитель и приближённые». Слишком уж удалилась от читателей проза высокая, слишком глубокой и широкой стала пропасть между условной Ольгой Славниковой и условной Дарьей Донцовой. Высокая проза выходит малыми тиражами и публикуется в толстых журналах; она получает премии, но обычный читатель зачастую даже не в курсе её существования. Должна была появиться книга-мост, книга высокой литературы, доступная для широкого круга читателей, пока что это удавалось только Захару Прилепину.

И Александр написал именно такую книгу. «Покров-17» читают юные девчонки и выдающиеся критики. Его победе радуются совершенно незнакомые люди. Это ли не свидетельство удачного выбора жюри «Нацбеста»?

И, возможно, это откроет новую страницу в истории: другие авторы поймут, что книга с напряжённым сюжетом и простым языком может быть частью большой литературы. А то свежего ветра давно и отчётливо не хватает в зацементированно сформировавшейся среде.

Анна Долгарева, поэт, военкор, Санкт-Петербург

Тэги: Анна Долгарева Александр Пелевин
Обсудить в группе Telegram

Анна Долгарева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Крылатая богиня возмездия

    21.09.2022
  • Наши пришли

    14.09.2022
  • Обвиняя жертву

    17.08.2022
  • Свои и чужие

    13.07.2022
  • Весна на фронте

    11.05.2022
  • Поэма конца

    228 голосов
  • Свои и чужие

    124 голосов
  • Бесхвостый кот, снайпер и бабы

    105 голосов
  • Кот-хранитель

    88 голосов
  • Крылатая богиня возмездия

    82 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS