В канун 90-летия Великого Октября канал «Россия» показал три документальных фильма: «Тамбовская Вандея» (автор Алексей Денисов), «Штурм Зимнего. Опровержение» (авторы Елена Чавчавадзе, Пётр Мультатули, режиссёр Галина Огурная) и «Каратели. Правда о латышских стрелках» (режиссёр Геннадий Быков). На мой взгляд, это необходимый, назревший и своевременный «залп» документалистов «России». Действительно, не разобравшись в том, что на самом деле происходило в годы революции и Гражданской войны, нельзя понять суть следующих десятилетий и, конечно, того, что происходит в нашей стране сейчас.
«Штурм Зимнего. Опровержение» – замечательное продолжение показанного полгода назад фильма той же авторской группы о Льве Троцком. Построенный на исследованиях иностранных историков, фильм впервые рассказал о механизмах, источниках финансирования, теневых фигурах революционного движения. О «банкирском интернационале» и иностранных спецслужбах, которые более всего были заинтересованы в том, чтобы к власти в России пришли большевики. Фильм был крайне враждебно встречен в либеральной среде, и именно потому, думаю, что создателям удалось затронуть самые главные, «стволовые клетки» всех революций, и конечно, не только красной, большевистской.
В документальной ленте «Штурм Зимнего. Опровержение» авторы реконструируют события 17-го года, связанные с октябрьским переворотом. Опираясь на исследования историков последних лет, они разрушают многочисленные мифы, наслоившиеся на главное событие ХХ века, которое современники попросту не заметили, осознав его разнообразную грандиозность только после разгона Учредительного собрания. Авторы вскрывают истинные пружины захвата власти большевиками. Рассказывается о странной роли Керенского, который задолго до восстания сделал, кажется, всё, чтобы к власти пришли большевики: посеял хаос в столице, выпустив из тюрем всех уголовников, разрушил армию, спровоцировал и подавил Корниловский мятеж, не арестовал ВРК, когда это ещё было возможно, и, развалив остатки государственности, выехал из Петрограда на машине американского посла.
Совсем не так, как мы привыкли, в фильме рассматривается роль Ленина в октябрьском перевороте. Почему лидер Петроградского совета, вроде бы главный революционер Троцкий всё же уступает власть Ленину? Авторы высказывают версию, в соответствии с которой Ленин в период «нахождения в Разливе» ездил в Гельсингфорс, где, обещав Финляндии независимость, заручился серьёзной поддержкой «финских товарищей». Незадолго до переворота в Петроград на Финляндский вокзал прибыли 200 не говоривших по-русски военных, которые и осуществили вскоре главные акции большевиков по захвату власти (русские солдаты, находившиеся в ту пору в Питере, стрелять в своих категорически не хотели). И именно появление этого таинственного «спецназа» обусловило неожиданный приход загримированного Ленина в Смольный с конкретным, подробно разработанным планом действий и требованием немедленного захвата власти.
А штурма Зимнего не было. Временное правительство сдалось без боя. Представитель Троцкого Чудновский вошёл в Зимний дворец через боковой вход, встретился с представителями Керенского, знакомыми ему ещё по эмиграции в США, Пальчинским и Рутенбергом, после чего Пальчинский произнёс характерную фразу: «Наши договорились с вашими». Юнкера и женский батальон, охранявшие Зимний, были разоружены, и во дворец хлынули «революционные» солдаты и матросы, чтобы… грабить находившиеся там винные погреба. Ленинский «спецназ», до того захвативший телеграф, мосты, банки и т.д., впервые, кажется, применил оружие, выдворяя пьяную солдатню из царских покоев…
Как же далека картина захвата власти (в которой перемешались фанатизм и цинизм одних с трусостью и глупостью других) от тех героических декораций, которые через десять лет Сергей Эйзенштейн воздвиг в «Октябре». И как похожи на многих нынешних «революционеров» главные персонажи 17-го года.
Тему фильма Елены Чавчавадзе продолжили «Каратели. Правда о латышских стрелках» Геннадия Быкова. Впервые на российском телевидении рассказано, откуда взялась эта многотысячная армия, о том, как латыши, служившие в царской армии, фактически превратились в наёмников, осуществлявших не только личную охрану большевистских вождей, но и беспощадное усмирение всех «врагов революции», став кадровой основой репрессивных органов новой власти.
«Тамбовская Вандея» Алексея Денисова – о тех, с кем в первую очередь воевали те же латышские стрелки. Это – трагический рассказ об антоновском восстании на Тамбовщине, о той жестокости, с которой регулярные части кровавого командарма Тухачевского осуществили, по сути, геноцид в отдельно взятой губернии России. Только по официальным данным, уничтожено было 100 тысяч крестьян…
Гражданская война на долгие годы определила нравственные установки новой власти, в которых жизнь человеческая не стоила ничего, а «герои» революции через некоторое время сами попали под ими же запущенный маховик репрессий.