На экранах России – «Я худею» и «Со дна вершины»
Фестивали, указывающие на фильмы, которые обязательно нужно смотреть, потому что это настоящее искусство, приходят и уходят. Наступают будни, когда люди тоже ходят в кинотеатры и смотрят ленты, так сказать, повседневного спроса, а киноменю с недавних пор составляется не только из американского кинофастфуда, о котором с презрением говорил Андрей Кончаловский на церемонии «Ники», но и из продуктов «импортозамещения» – изделий отечественного кинематографического «общепита».
Дитя без глазу
Фильм с отличным названием «Со дна вершины», примыкающий ко многим нашим успешным спортивным кинопроектам, предназначен самому широкому кругу зрителей, в первую очередь молодёжи. Но у этого дитяти столько нянек… Шесть авторов сценария, четыре продюсера и три режиссёра (а говорят, было ещё больше) – назову тех, кто присутствует во всех трёх ипостасях: Тамару Цоцория и Константина Кутуева. Видимо, они, а не режиссёр-дебютантка Яна Поляруш, рулили процессом в этом воистину продюсерском кино и отвечают за произведённый продукт.
Он не вредный, но и не очень вкусный. А мог бы быть здоровым, полезным. И успешным. И многое для успеха было сделано. Отличный актёрский ансамбль: Сергей Никоненко, Владимир Вдовиченков, Сергей Пускепалис, Ирина Розанова и даже Нонна Гришаева в небольшом эпизоде. В сюжете – классическая история героического преодоления, основанная на реальных событиях. Два юных горнолыжника (Алёша и Костя) влюблены в прекрасную одноклассницу Лину, ради неё готовы на всё – отчаянно рискуя на спусках, всячески пытаются привлечь её внимание. Она не знает, кого из них выбрать. Алёша отчасти по вине Кости срывается с подъёмника и так ломает ноги, что нужна дорогая, сложная операция. Её можно сделать в России, но решают везти в Германию, потому что там послеоперационный уход лучше. Родители для этого продают квартиру, но – о, ужас! – при перелёте Лёше становится плохо, развивается что-то типа перитонита, и у парня отнимают обе ноги ниже колена. Он в отчаянии, не хочет жить, но добрые немцы сводят его с товарищами по несчастью, которые внушают уверенность в том, что не всё пропало (немецкая часть истории вызывает очень много вопросов). Приехав домой, Алексей решает вернуться в спорт. Преодолевает множество препятствий и возвращается-таки на трассу (только не понятно, в качестве кого: паралимпийца или обычного спортсмена?) и даже выигрывает международные соревнования, о чём в кадре объявляет сам Георгий Черданцев (почему-то судьи Алёшин результат аннулируют, почему – нам так и не объяснили), и красавица Лина выбирает Алёшу (любовная линия из всех самая неубедительная – только обозначена).
Да, к сценарию, у которого шесть авторов, много вопросов. И режиссёр, который должен объединить всех творцов, лучше был бы один, а не лебедь, рак и щука. Ещё одна причина неуспеха – неточный выбор молодых артистов на главные роли. Нужно было найти таких, в которых с первого взгляда влюбился бы зрительный зал. В очередной раз вспомнишь Госкино с его «пресловутыми» худсоветами, которые многих выдающихся творцов уберегли от грубых ошибок. Мы уже приводили примеры, как «цензура» заставила (и правильно сделала) Андрея Смирнова переснять финал «Белорусского вокзала» с голыми героями, надев на них майки, чтобы зритель не отвлекался на возрастные жировые складки на груди Леонова и других. И решение Гостелерадио с назначением в «Место встречи» Владимира Конкина на роль Шарапова было правильным – Иван Бортник, которого хотел режиссёр, конечно, замечательный артист, но к этой роли не подходил, он не был бы таким явным антиподом Жеглову.
Если бы этот важный проект про наших героев-паралимпийцев курировала бы серьёзная кино- или телекомпания, то мог бы получиться фильм не хуже, чем «Лёд» и другие, но у семи нянек…
Жир – с души!
Многих зрителей привлекло название ленты – «Я худею» и участие в ней звёзд, начиная с Сергея Шнурова. Он – в эпизоде, а в главной роли – молодая, но уже очень популярная Александра Бортич – в свои 23 года она успела сняться в 27 самых разнообразных кинопроектах, среди которых «Викинг», «Шакал», «Про любовь», «Полицейский с Рублёвки», «Духless»... Её подругу играет Ирина Горбачёва, она снималась меньше, но после триумфа в «Аритмии» завоевала любовь и критиков, и зрителей. Как-то даже странно было видеть Горбачёву в роли второго плана. Впрочем, в этой комедии она показала, что её палитра богата красками яркой характерной актрисы.
В 70-е шутили: «В СССР две проблемы: где достать продукты и как похудеть». Сейчас – то же самое, только первую проблему стоит модифицировать так: «…где достать денег, чтобы покупать натуральные, экологически чистые, без ГМО и всяческих вредных добавок продукты». Но вторая – ПОХУДЕТЬ! – волнует больше и очень многих. И это – нешуточная задача, которая во всяких голливудах много раз вышучивалась, теперь вот и у нас…
Исполнительница главной роли отнеслась к ней со всей серьёзностью – набрала, как говорят, почти столько же, сколько когда-то Роберт Де Ниро для «Бешеного быка» – больше двадцати килограммов. А потом довольно быстро согнала лишний жир. Однако тема похудения, хоть и сквозная, но вовсе не главная, развесёлая комедия про «похудеть» под конец становится грустноватой – про любовь и предательство, смех – горьким, что, разумеется, фильму в плюс, а в финале звучит почти проповедь: важнее всего, чтобы не ожирела душа.
Над сценарием работали двое, но отличные профессионалы: Николай Куликов, участвовавший в создании «Легенды № 17», «Экипажа», «Движения вверх», и Константин Мейер с опытом работы в современных комедиях, а режиссёр – один, опытный комедиограф Алексей Нужный.
Нельзя, конечно, сказать, что фильм – шедевр, но – добротный, смешной, человечный. И успешный. Отрадно, что заполняются лакуны в одном из самых востребованных киножанров – комедии. Но работы впереди ещё очень много, в русском прокате покуда доминируют иностранные фильмы, отечественных качественных – должно быть гораздо больше.