АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
У кого из нас в паспорте написано «славянин»? И что такое «славянский взгляд» на мир? Чтобы найти ответ на этот вопрос, учёные-славяноведы, писатели, общественные деятели со всех уголков России, Беларуси, Болгарии, Сербии, Черногории и других зарубежных стран соберутся в конце мая в подмосковной Коломне, где пройдут Дни славянской письменности и культуры. Своим видением этого праздника с нами поделился главный режиссёр мероприятия, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Владимир Леонидович ДЁМИН.
– Владимир Леонидович, что, на ваш взгляд, главное в вашей профессии?
– Вот уже почти тридцать лет сферу моей деятельности составляют эмоции. И за это время я могу по пальцам пересчитать программы, в которых они действительно присутствовали. У нас сформировалось неправильное понимание массового праздника. Массовый праздник – это не только множество людей в одном месте.
Во времена моей студенческой юности я стал свидетелем сцены, которая произошла в знаменитом тогда ресторане ВТО на улице Горького. За соседним столиком спорили двое.
– Ну что за текст ты написал? Про каких джигитов? Там про солдат надо петь, а не про джигитов!
Другой с акцентом отвечал:
– Нэт, у меня там «джигиты» написано. Пой про джигитов.
– Не буду я петь про джигитов! – крикнул первый и, скомкав салфетку, ушёл из-за стола.
Мы, пацаны, конечно, знали, кем были спорщики. Это были Расул Гамзатов и Марк Бернес.
Через некоторое время я попал на спектакль Театра массовых представлений на стадионе «Динамо». Полный стадион, двадцать тысяч зрителей. И вот на поле стадиона выходит человек с чемоданчиком с переносной аппаратурой, говоря современным языком, радиомикрофоном на шнурке и одним динамиком. И начинает петь «Журавли». Два раза я был на этом спектакле и дважды испытывал чувства, забыть которые невозможно: стадион молчал… Молчал так, что комок стоял в горле. Сейчас свидетельство единения происходящего на сцене с залом называют «волной», говорят, волна пошла. А тогда почти у всех с собой были газеты. И вот люди стояли с зажжёнными газетами и молчали – стадион горел. И это молчание было самым высоким критерием оценки искусства. Искусства массовых представлений. Массовость мероприятия измеряется не количеством присутствующих, а теми эмоциями и идеями, которые заложены в программе.
– Сейчас в подмосковной Коломне отмечают Дни славянской письменности и культуры. Почему местом проведения праздника выбрали именно Коломну?
– Коломна – уникальное место России. Я считаю, что её историческая роль незаслуженно замалчивается. Если бы Коломна в своё время первая не пошла на соединение с Москвой, возможно, не было бы государства Российского. Потому что государство – это всегда объединение.
В рамках праздника в Коломне открываются два памятника – памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию и памятник Дмитрию Донскому, потомку Александра Невского, политическому деятелю и полководцу, победителю Куликовской битвы, которая вознесла его на вершину славы. Эту славу с ним разделила и Коломна. Ведь именно Коломну объявил он местом сбора выступавших против Мамая русских ратей. И я считаю, что Коломна с её уникальной историей, Девичьим полем, величественной крепостной стеной удивительно олицетворяет историю и дух славянства. Мне бы очень хотелось, чтобы всё, что происходит в Коломне и с нашим участием, и без него, было в едином эмоциональном зерне, как говорил Станиславский. Для меня это очень важно.
– Ваша роль как режиссёра праздничного мероприятия очень велика. А каково ваше понимание этого праздника?
– Это прекрасная традиция – отмечать День славянской письменности и культуры. В этом году праздник пришёл в Московскую область. И для меня подготовка к нему – нечто особое, можно сказать, итоговое за двадцать лет осмысленной работы. У этого праздника две составляющие – церковная и светская. Но я не стал бы их делить. Достаточно убрать одно из этих слов, и всё развалится.
Кроме того, это ещё и праздник военно-исторический. Поэтому на открытии памятника Дмитрию Донскому мимо него пройдут ратоборцы, первый российский оркестр русских волынок, Рота Почётного караула. Пройдут, соединяя прошлое и настоящее. Неверно, когда на вопрос, кто главный герой «Гамлета» и «Анны Карениной», отвечают – Гамлет и Анна Каренина. Они главные персонажи. А герой всегда один. Это время. Время, в котором мы живём. И мы из прошлого, из настоящего, из будущего берём то, что нам близко. И этим шествием мы отдаём почести Дмитрию Донскому от лица всех поколений: от ратоборцев до Роты Почётного караула. Кроме отдачи воинских почестей пройдёт чин церковного освящения памятника как признание заслуг Дмитрия Донского для духовной жизни русского народа. Времена приходят и уходят, а духовность вечна.
И совершенно другая эмоциональная окраска на открытии памятника Кириллу и Мефодию. Глубоко символично, что памятник будет стоять на Соборной площади между старинным зданием школы и церковью с колокольней, а за ним будет открываться потрясающий вид на простор Москвы-реки и на Бобренев монастырь. И это тоже элемент праздника. Всё это нацелено на популяризацию личностей великих просветителей Кирилла и Мефодия, на то, чтобы о них знало как можно больше русских людей. Мы провели опрос среди учителей средней школы. Только двое из десяти знали кто они... А ведь из десяти человек шесть – верующие люди! Поэтому так важно сегодня вернуться к истокам.
– Какая эмоциональная составляющая у этого праздника?
– Об этом надо будет спросить у зрителей после представления. Свою же эмоциональную подпитку от него я уже получил. На празднике пройдёт концерт колокольных звонов. Звонницы будут установлены на нескольких площадках. Приедут делегации из Беларуси, Болгарии, Петрозаводска, Санкт-Петербурга. Будет исполняться духовная музыка разных стран. В Болгарии, например, праздничные звоны очень сильно отличаются от наших, у них музыка более светская. И в связи с этим концертом у меня произошёл такой случай. Во время подготовки праздничных мероприятий раздался звонок. «Здравствуйте, вы Дёмин? Вас беспокоят из города Воронежа. Мы с завода по литью колоколов, выполняем заказ русской православной церкви на литьё звонницы для Соловецкого монастыря. В мае караван со звонницей двинется на Соловки. Мы можем заехать в Коломну, пусть колокола на празднике поработают». Когда я это услышал, задохнулся. И было уже не важно, что самый большой колокол весит 1,5 тонны и грузить его надо краном, и что пришлось менять конфигурацию сцены, звуковые колонки... Это было уже делом техники. А по-настоящему важно было то, что люди, узнав из Интернета про праздник в Коломне, позвонили не в одно место, потратили силы, были готовы сами устанавливать колокола и даже жить за свой счёт, чтобы звоны отлитых ими колоколов стали частью праздника славянского единства. Именно такие события и создают ощущение праздника.
– В чем была основная трудность подготовки праздничного мероприятия?
– Главная трудность – это выбор концертной площадки. Было много предложений, в том числе рассматривалась и Соборная площадь. По расчётам на этой площадке можно было разместить 2,5 тысячи зрителей, и для телевидения было бы удобно. Но на Соборной площади должен был стоять памятник Кириллу и Мефодию. Ну неудобно сидеть боком к главным людям праздника! И после долгих обсуждений мы выбрали площадку на берегу. В перспективе это будет стадион для катания на роликах, а сейчас там чистое поле. Мы подрезали деревья, не беспокойтесь, вместе с «зелёными» и лесничеством. Сцена огромная – 58 метров. Она состоит из центральной площадки, двух боковых и двух экранов. За сценой – Москва-река, слева её изгиб, который мы тоже задействовали в представлении. Поверхность воды, деревья, паруса на яхтах и фонтаны двадцатипятиметровой высоты будут подсвечиваться. И для меня как режиссёра определяющим элементом является то, что в центре праздника будет стоять памятник Кириллу и Мефодию. Всё, что будет происходить на сцене, необходимо для того, чтобы осознать, что для нас, для русских людей в особенности, означают просветители Кирилл и Мефодий. Ну и, конечно, для гостей праздника у нас приготовлен сюрприз.
– До главного мероприятия Дней славянской письменности и культуры осталось совсем немного времени. О чём вы сейчас думаете?
– Чем ближе праздник, тем чаще я вспоминаю Олимпиаду-80. Я много раз присутствовал на репетиции закрытия Олимпиады, видел репетиционный полёт Мишки. Но на официальном закрытии, когда он полетел под звуки песни «До свиданья, наш ласковый Миша...», зарыдали все, и в том числе я, который видел этот полёт много раз. Это была настоящая эмоция. А в сценарии у Туманова она была написана всего двумя строчками. Он написал: «Звучит щемяще-нежная песня», потому что ещё неизвестно было, какая песня будет звучать. Она даже написана ещё не была. И когда она зазвучала, мы забыли всё, забыли о том, сколько вокруг проведения Олимпиады было политики и грязи, забыли, что в ней не участвовали американцы. Это была та светлая эмоция, к которой я как режиссёр должен стремиться. Ведь эмоцию поймать невероятно трудно, всё равно что поймать неуловимое…
Беседу вела