Повести. Рассказы. – М.: АСТ: Зебра Е, 2009. – 480 с. – (Актёрская книга).
Новая книга режиссёра Станислава Говорухина похожа на альбом с кинокадрами, увеличенными до размера художественной фотографии. Но плёнка жестка и последовательна, а альбом позволяет совмещать фрагменты из разных «картин». Здесь рядом смешное и грустное, «кадры», которые отбирались долго и тщательно, и такие, что, кажется, сделаны мимоходом, но и они неслучайны. Очерк о Владимире Высоцком, с которым Станислав Сергеевич дружил, кого считал одним из своих духовных учителей; яркие, буквально графической точности воспоминания о Николае Крючкове и Борисе Андрееве и тут же, под этой же обложкой, лаконичные, как кадр, вырезанный из киноплёнки, зарисовки о братьях наших меньших: о льве, который одно время жил на Одесской киностудии, или о безвестной лягушке, спасённой из пасти ужа. Кое-что из вошедшего в сборник ранее было опубликовано на страницах «ЛГ». И о ком или о чём бы ни писал Говорухин, дойдя до финальной точки, ловишь себя на мысли: как, уже всё, неужели дальше ничего не было? И ведь точно знаешь, что было. «Киноплёнка» его памяти наверняка хранит огромное количество других «кадров», широкому читателю ещё не показанных. Именно не показанных: читая, ты буквально «видишь» выстроенную автором мизансцену – первый план, второй, третий, вот главный герой, а вон там, чуть поодаль, массовка.
Но главное место в сборнике отведено киноповестям, в своей прошлой жизни киносценариям. Фильмы по ним снимали другие режиссёры. При таком раскладе автор сценария почти всегда режиссёром не доволен и свято уверен, что сам бы он снял всё гораздо лучше. Говорухин не скрывает, что и сам подвержен этой «профессиональной болезни». Единственным исключением, когда сам себе признаётся, что так ни за что бы не снял, являются знаменитые «Пираты XX века» – первый советский боевик, чемпион кинопроката, который тогда посмотрели более ста миллионов зрителей и раскритиковали в пух и прах неисчислимое количество кинокритиков. Те давние рецензии уже давно истлели в архивах, а фильм крутят до сих пор и смотрят с удовольствием. А теперь эту историю можно ещё и прочитать, сравнивая (или не сравнивая, что гораздо разумнее, ибо киноповесть и кинофильм суть произведения разные) написанное с увиденным. Кроме легендарных «Пиратов» поклонники творчества Станислава Говорухина найдут здесь захватывающие «Тайны мадам Вонг» и «Контрабанду», романтические, каждый на свой лад «Белый взрыв» и «Вторжение» и «Катеньку Измайлову», перенесённую в нашу с вами жизнь лесковскую историю о леди Макбет из Мценского уезда. Валерий Тодоровский снял по ней «Подмосковные вечера», в которых от Лескова, к сожалению, ничего не осталось, так что киноповесть в данном случае имеет в глазах читателя двойную ценность.
Мемуары, рассказы, киноповести – разнообразие жанров под одной обложкой не от разбросанности, а как раз от удивительной цельности человека, который это писал, ибо ему интересна жизнь во всех её проявлениях. И каждая из рассказанных им историй – своего рода пробный камень для человеческих чувств. По вибрации отозвавшегося собственного нерва поймёшь, кто ты сам.