Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 мая 2014 г.
  4. № 20 (6463) (21.05.2014)
Искусство

Поза поэзии

21 мая 2014

В № 18 «ЛГ» состоялась премьера рубрики, и оказалось, что читатели рады возможности высказать непредвзятое мнение о спектаклях.
Напоминаем, что присылать свои отзывы можно на адрес nikkr@list.ru, а комментировать и обсуждать – на сайте www.lgz.ru.


Театр на Таганке представил поэтический спектакль «Двенадцать» – часть проекта «Политеатр» (площадка в Политехническом музее, арт-директор Э. Бояков), существующего с 2012 года.

Сам спектакль незамысловат: поэты читали свои стихи, а В. Смехов – поэму А. Блока «Двенадцать», и вот это было хорошо. Что касается остальных участников (общим числом 11 человек) – во время спек­такля возникло ощущение, что наш мир поражён каким-то новым вирусом – искажённостью сознания, когда уродство выдаётся за красоту, мерзость за правду, лживая небрежность – за искренность. Как будто люди, именующие себя поэтами, притворяются скудоумными: «Мол, это художественный замысел у меня такой, а вообще-то я и как Пушкин могу!»

Но вот незадача – неуклюжие словосплетения, лишённые содержания и смысла, со времён «дыр бул щыла» уже никого не удивляют; а вот хорошая поэзия – удивительна. Возможно, это моя вина – не разглядела глубину, не оценила новаторство, не заметила гражданской позиции выступавших авторов. Думаю, мне бы могли возразить, что то, о чём читали со сцены, – актуально. Возможно, перечисление недавних событий в рифму, а чаще и без неё – актуально. Но для поэзии этого мало. Один из исполнителей, Роман Осьминкин, прочитал маленькую поэму, которая начинается с того, что Красная площадь красна от замученных на ней миллионов душ (полагаю, невинных). А ведь если бы автор потрудился заглянуть в справочник, то обнаружил бы, что казни в основном совершались на Болотной площади, но, видимо, для «актуальной» поэзии всё это неважно: точные значения слов, пунктуация, историческая верность – нет, это несовременно. Если посмотреть на черновики поэтов-классиков, то можно понять, сколь тяжело давалась лёгкая точность строки. А какой труд стоит за таким текстом?

ах площадь красная нельзя же так всю жизнь

краснеть за изуверов окаянных!

но кто-то должен же краснеть или совсем

покинет нас понятие стыда 

и совесть отпадёт как атавизм

и распоясаются все вконец?

ах площадь красная

какой ты молодец!

Нельзя сказать, что все участники плохо владеют поэтическим словом, но основное впечатление было тоскливое, и не у меня одной. В середине спектакля сзади послышался негромкий храп. Периодически слышался стук двери – зрители покидали зал. А меня не покидала надежда: после каждого выступившего думалось: ну вот теперь! И надежда не обманула, со сцены раздалось:

Чёрный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!..

Елена ЖУРБИНА

Тэги: Театральное искусство
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В поисках народного характера

    09.07.2014
  • Были диссиденты – стали дилетанты

    09.07.2014
  • На семи ветрах

    18.06.2014
  • «Как боги» во Владикавказе

    28.05.2014
  • Испытал себя драматургией

    21.05.2014
  • Всегда быть в маске?

    54 голосов
  • Были диссиденты – стали дилетанты

    11 голосов
  • Хулиганка Машенька

    10 голосов
  • «Медея» для юного зрителя

    8 голосов
  • Ереван–Станиславский–Григорян

    5 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS