Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 апреля 2024 г.
  4. № 13 (6928) (03.04.2024)
Телеведение

«Пожалей тех, кто думает»

«Радости земные» 1988 года показали на канале «Золотая коллекция «Мосфильма»

03 апреля 2024
Анатолий Кузнецов и Людмила Касаткина в сериале «Радости земные»

В фильме режиссёра Сергея Колосова требует пожалеть думающих людей кандидат наук Наталья Лемехова (Людмила Касаткина). Слова обращены к доктору наук, зажимающему защиту кандидатской диссертации учёному, предлагающему нечто новое, ранее неизвестное науке.

Фильм анонсирован как мелодрама, как сага о двух поколениях семьи Лемеховых, ретроспективно показанная на протяжении 40 лет с 1947 года, когда молодой солдат Василий вернулся после госпиталя к мирной жизни. От мелодрамы «с душевными нечеловеческими терзаниями, захлёстывающими персонажей» в «Радостях земных» нет почти ничего. В нём показана простая жизнь людей-пассионариев, больше переживающих за порученное дело, чем за своё личное, выбравших девиз «Раньше думай о родине, а потом о себе!». Фильм надо бы назвать историческим, а не мелодраматическим. Он даёт историческую картину последних лет существования СССР перед его падением (развалом, уничтожением, распадом) через судьбы отцов и детей Лемеховых.

Бесчисленное количество статей и книг посвящено причинам развала Союза, а этот глубокий, ненавязчивый, но грустный фильм указывает на моральную сторону этих причин. Следуя теории этногенеза Льва Гумилёва (1912–1992 гг.), Советский Союз переживал в середине 80-х годов прошлого века фазу обскурации. «Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией» – так говорил об этой фазе Лев Гумилёв. Примеров таких людей в фильме предостаточно: Михаил Лемехов – родной брат главного героя, крупный чиновник в Министерстве сталелитейной промышленности (Леонид Кулагин), начальник строительства Захаров (Армен Джигарханян), передающий «опыт» сдачи сомнительных объектов строительства секретарь обкома (Валентин Буров): «Давай сдадим первую очередь, а там видно будет». Целая плеяда равнодушных руководителей-приспособленцев, думающих только о личном благополучии, не жалующих и не жалеющих тех, кто думает иначе. У них свой эгоистичный девиз – «После меня хоть потоп!». Автор этих строк в 70–80-е годы тоже работал на крупном заводе и видел, как начальники цехов начинали свой рабочий день с решения прежде всего личных проблем.

Примечателен разговор двух братьев Лемеховых. Василий, всего лишь заместитель начальника цеха по непрерывной разливке стали, исповедующий государственный подход, говорит Михаилу, чиновнику министерства: «СССР – великая металлургическая держава, инженеры которой придумали и осуществили непрерывную разливку стали. Этот метод заимствовали у нас все развитые капиталистические страны и обогнали нас. Там этим методом получают 70–80% качественной стали, а мы лишь 15%. И потому рельсы в СССР служат 3 года, а в Японии, к примеру, 10 лет». Да, такой промышленный монолог звучит в художественном фильме, и лично мне во много раз приятнее слышать его, чем звуки выстрелов, душераздирающие вопли убиваемых, видеть мордобой и кровь на асфальте. Василий Лемехов упрекает брата, что тот, как руководитель высокого ранга, ради спокойной жизни палец о палец не ударил, чтобы быстро внедрять новейшие технологии.

Либералы от киноиндустрии при словах о производстве, рабочей и научной чести, ретроградах в политике, социуме, промышленности подожмут нижнюю губу и процедят: «Пропагандистская агитка в духе КПСС! Она чужда нам, сторонникам «чистого» искусства». А что они создали, когда пришла «свобода» самовыражения после развала Союза? В 90-е лихие, а для них благословенные годы либералы создали «фильмы» с кричащими названиями: «День казни», «Палач», «Сатана», «Нелюдь», «Шакалы», «Живодёр». Главные герои в них – морально опущенные люди, киллеры, продажные силовики, проститутки, бомжи, уголовники. И не нужно задаваться вопросом: «Как влияют такие «киношедевры» на зрителя, на его психику?» Ответ очевиден! Андрей Тарковский предупреждал, что с помощью кино разложить и духовно обезоружить зрителя значительно проще и быстрее, чем любыми другими средствами искусства.

Понимают ли это власти предержащие?

Кино 90-х и начала XXI века, пропагандируя уголовную романтику, прививало молодым отвращение к труду, особенно физическому. И следствие не заставило себя ждать: сейчас в РФ кадровый голод – не хватает пяти миллионов квалифицированных специалистов. Всюду объявления: требуются токари, слесари, инженеры, наладчики станков с числовым программным управлением. Искусственный интеллект, на который многие уповают как на палочку-выручалочку, тоже надо умеючи использовать! Иначе он такое натворит, мало не покажется!

Неуважение к думающим людям (см. заголовок) до сих пор бытует у властей предержащих. В связи с этим вспоминается выступление Николая Бурляева (в рекомендациях и перечислении титулов он не нуждается) с трибуны ГД 15.02.24. Он напомнил, что год назад здесь же огласил конкретные меры по возрождению российского кинематографа и культуры, но дело не сдвинулось с мёртвой точки. И задал вопрос: «Какие волевые усилия предпринимает Администрация Президента по исполнению указа № 809, требующего утверждения традиционных духовно-нравственных ценностей?»

Тэги: Фильм
Обсудить в группе Telegram

Михаил Чижов

Михаил Павлович Чижов — член союза писат... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Курс на патриотизм

    27.03.2025
  • Оригинальная вторичность

    22.02.2025
  • Удар больной головы

    92 голосов
  • Замороженная любовь

    87 голосов
  • Интернациональный бокс Иерусалима

    75 голосов
  • Опала и триумф

    66 голосов
  • Фарт, фарш, фальшь

    52 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS