В фильме режиссёра Сергея Колосова требует пожалеть думающих людей кандидат наук Наталья Лемехова (Людмила Касаткина). Слова обращены к доктору наук, зажимающему защиту кандидатской диссертации учёному, предлагающему нечто новое, ранее неизвестное науке.
Фильм анонсирован как мелодрама, как сага о двух поколениях семьи Лемеховых, ретроспективно показанная на протяжении 40 лет с 1947 года, когда молодой солдат Василий вернулся после госпиталя к мирной жизни. От мелодрамы «с душевными нечеловеческими терзаниями, захлёстывающими персонажей» в «Радостях земных» нет почти ничего. В нём показана простая жизнь людей-пассионариев, больше переживающих за порученное дело, чем за своё личное, выбравших девиз «Раньше думай о родине, а потом о себе!». Фильм надо бы назвать историческим, а не мелодраматическим. Он даёт историческую картину последних лет существования СССР перед его падением (развалом, уничтожением, распадом) через судьбы отцов и детей Лемеховых.
Бесчисленное количество статей и книг посвящено причинам развала Союза, а этот глубокий, ненавязчивый, но грустный фильм указывает на моральную сторону этих причин. Следуя теории этногенеза Льва Гумилёва (1912–1992 гг.), Советский Союз переживал в середине 80-х годов прошлого века фазу обскурации. «Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией» – так говорил об этой фазе Лев Гумилёв. Примеров таких людей в фильме предостаточно: Михаил Лемехов – родной брат главного героя, крупный чиновник в Министерстве сталелитейной промышленности (Леонид Кулагин), начальник строительства Захаров (Армен Джигарханян), передающий «опыт» сдачи сомнительных объектов строительства секретарь обкома (Валентин Буров): «Давай сдадим первую очередь, а там видно будет». Целая плеяда равнодушных руководителей-приспособленцев, думающих только о личном благополучии, не жалующих и не жалеющих тех, кто думает иначе. У них свой эгоистичный девиз – «После меня хоть потоп!». Автор этих строк в 70–80-е годы тоже работал на крупном заводе и видел, как начальники цехов начинали свой рабочий день с решения прежде всего личных проблем.
Примечателен разговор двух братьев Лемеховых. Василий, всего лишь заместитель начальника цеха по непрерывной разливке стали, исповедующий государственный подход, говорит Михаилу, чиновнику министерства: «СССР – великая металлургическая держава, инженеры которой придумали и осуществили непрерывную разливку стали. Этот метод заимствовали у нас все развитые капиталистические страны и обогнали нас. Там этим методом получают 70–80% качественной стали, а мы лишь 15%. И потому рельсы в СССР служат 3 года, а в Японии, к примеру, 10 лет». Да, такой промышленный монолог звучит в художественном фильме, и лично мне во много раз приятнее слышать его, чем звуки выстрелов, душераздирающие вопли убиваемых, видеть мордобой и кровь на асфальте. Василий Лемехов упрекает брата, что тот, как руководитель высокого ранга, ради спокойной жизни палец о палец не ударил, чтобы быстро внедрять новейшие технологии.
Либералы от киноиндустрии при словах о производстве, рабочей и научной чести, ретроградах в политике, социуме, промышленности подожмут нижнюю губу и процедят: «Пропагандистская агитка в духе КПСС! Она чужда нам, сторонникам «чистого» искусства». А что они создали, когда пришла «свобода» самовыражения после развала Союза? В 90-е лихие, а для них благословенные годы либералы создали «фильмы» с кричащими названиями: «День казни», «Палач», «Сатана», «Нелюдь», «Шакалы», «Живодёр». Главные герои в них – морально опущенные люди, киллеры, продажные силовики, проститутки, бомжи, уголовники. И не нужно задаваться вопросом: «Как влияют такие «киношедевры» на зрителя, на его психику?» Ответ очевиден! Андрей Тарковский предупреждал, что с помощью кино разложить и духовно обезоружить зрителя значительно проще и быстрее, чем любыми другими средствами искусства.
Понимают ли это власти предержащие?
Кино 90-х и начала XXI века, пропагандируя уголовную романтику, прививало молодым отвращение к труду, особенно физическому. И следствие не заставило себя ждать: сейчас в РФ кадровый голод – не хватает пяти миллионов квалифицированных специалистов. Всюду объявления: требуются токари, слесари, инженеры, наладчики станков с числовым программным управлением. Искусственный интеллект, на который многие уповают как на палочку-выручалочку, тоже надо умеючи использовать! Иначе он такое натворит, мало не покажется!
Неуважение к думающим людям (см. заголовок) до сих пор бытует у властей предержащих. В связи с этим вспоминается выступление Николая Бурляева (в рекомендациях и перечислении титулов он не нуждается) с трибуны ГД 15.02.24. Он напомнил, что год назад здесь же огласил конкретные меры по возрождению российского кинематографа и культуры, но дело не сдвинулось с мёртвой точки. И задал вопрос: «Какие волевые усилия предпринимает Администрация Президента по исполнению указа № 809, требующего утверждения традиционных духовно-нравственных ценностей?»