Обмен заключёнными между Россией и западными странами на прошлой неделе во многом уникален. Он один из самых масштабных в истории: границы пересекли 24 человека. Предыдущий впечатляющий обмен между Востоком и Западом прошёл в 1985-м: тогда 23 сотрудника ЦРУ из тюрем ГДР и Польши были обменяны на 4 сотрудников разведок соцстран.
Нынешний стал, наверное, и самым сложным. Потребовалось участие 7 стран. Вместе с Россией Белоруссия выдала гражданина ФРГ, а россияне вернулись из тюрем Германии, Норвегии, Польши, Словении, США. Особую симпатию у всех вызвала супружеская пара Дульцевых, арестованная в Словении полтора года назад. Их дети были отлучены от родителей; семья наконец воссоединилась.
Важную роль сыграла Турция. Обмен проходил в Анкаре, посредником выступила Национальная разведывательная организация (MİT). Президент Эрдоган вновь показал себя умелым организатором сложных процессов между Россией и Западом.
Обычно обмениваются сотрудниками спецслужб (или предполагаемыми), были такие и сейчас. Но основную группу, 10 человек, составили российские политзаключённые, как их называют на Западе. Это напоминает высылку диссидентов в советское время, хотя идеологическое содержание сегодня, конечно, другое. Памятный обмен граждан, не связанных с разведкой, состоялся в 1976-м. Тогда в «свободный мир» отправился советский диссидент Владимир Буковский, а взамен из застенков вышел лидер чилийских коммунистов Луис Корвалан. Прибывшие в ФРГ оппозиционеры Илья Яшин и Владимир Кара-Мурза (включены в РФ в список иноагентов) заявили, что не писали необходимого для обмена прошения о помиловании, их согласия никто не спрашивал и они не хотели в обмене участвовать.
Впервые возвращённых российских граждан встречали чуть ли не как высоких гостей из-за рубежа: красная ковровая дорожка, почётный караул. И исторический прецедент: сам президент Владимир Путин в аэропорту у трапа самолёта. Грандиозная встреча с режиссурой, достойной Голливуда, – работали профессионалы.
Для Вашингтона же представление вокруг возвращаемых граждан –политическая классика. Можно вспомнить, как Рональд Рейган в октябре 1980-го устроил так, чтобы руководство Ирана подержало у себя подольше 52 американских заложника. Их освобождение не должно было случиться при президенте Джимми Картере, тем более перед выборами в начале ноября. Картер проиграл выборы, а заложники вылетели из Тегерана в США ровно в день инаугурации Рейгана 20 января 1981-го, когда тот заканчивал торжественную речь.
Джо Байден и Камала Харрис встретили своих граждан в аэропорту в более камерной атмосфере, провели приём в Белом доме. Дональд Трамп, как обычно, попытался разнести оппонентов в пух и прах. Помешанный на деньгах и «сделках» Трамп обвинил Белый дом в уплате выкупа… России: «Наши «переговорщики» всегда позорят нас! Я вернул многих заложников и не дал стране-противнику НИЧЕГО – и никогда никаких денег». Этого «Остапа» в последние дни несёт особенно сильно.
Состоявшийся обмен – первое за несколько лет заметное взаимодействие России и США с позитивным результатом. Это, казалось бы, вселяет надежды: вот же могут, если хотят. «Хотят» здесь – ключевое слово. Обмен был категорически необходим администрации Байдена – Харрис перед выборами. На другие проблемы этот позитивный опыт вряд ли распространится.