Харидвар – священное место паломничества для индуистов. Он расположен на севере Индии, у подножия горы Шиваликс. С санскрита название города переводится как «Божественные врата». Здесь река Ганг прекращает свой горный бег и начинает течение по бескрайним просторам индийской равнины. Каждое утро и вечер на берегах проводят священный ритуал «Аарти» – предложение Богу пяти перво-элементов, а это огонь, вода, воздух, земля и эфир.
Огонь занимает в службе центральное место, символизируя устранение тьмы и невежества Эго. В конце церемонии на воду опускают маленькие лодочки-огоньки: люди благодарят Бога за свою судьбу, просят поддержки рода и загадывают сокровенные желания, которые, согласно поверью, обязательно исполнятся. Индуисты считают, что ритуал, исполненный с искренними чувствами, поможет здоровью, процветанию, принесёт удачу.
Когда множество огоньков, мерцая, плывут по водной глади, у всех, кто этому сопереживает, остаются незабываемые впечатления. И тебе кажется, что и эту реку, и этот вечер, и людей, которые вокруг тебя, ты не забудешь никогда. А ещё ты что-то находишь в себе, чего раньше не замечал.
У Харидвара бывают совсем особые дни: совершается великое омовение в водах Ганга – Кумбха Мела. Самые уважаемые йоги древней страны спускаются с Гималаев и гор Тибета для участия в празднике. Иногда он собирает более 70 миллионов паломников. Это удивительная возможность увидеть истинных гуру, йогов и хранителей различных учений. А также у тебя есть шанс понять, что ими движет, отчего вокруг столько счастливых и радостных лиц.
Сам город Харидвар таков, что тут можно по-настоящему вкусить всё нерафинированное буйство красок индийских торговых улиц и богатство тропических фруктов; побыть в толпе верных прихожан древних храмов, стены которых сплошь покрыты тонкой рукодельной резьбой; вдохнуть аромат сандалового дерева, эвкалипта, душистых цветов, пряных яств и благовоний.
Уже своим строением город не похож ни на какие другие: лабиринты узких извилистых переулков и живописные улицы заполнены странниками, святыми скитальцами, индуистскими священниками – браминами, обращающимися с прошениями к богам. Эта пёстрая людская волна смешивается с картинами, звуками и благовониями древних индуистских храмов. В прозрачном воздухе раннего утра паломники творят первые обряды на подступах к реке, женщины совершают омовение в красочных сари, а стайки детей, сверкающих улыбками и чёрными глазами, играют неподалёку.
Кто-то верит, а кто-то нет, но многими, в том числе и мной, испытано, что посещение таких мест силы помогает человеку в его духовной трансформации, если, конечно, он к этому стремится и окончательно не потерял себя в соблазнах материального мира. Ему легче осознать здесь смысл собственной жизни и выйти за пределы бытовой суеты и житейских проблем. Такие места есть не только в Индии, но и в Иерусалиме, Каабе, на Кайлаше, в Потале. К их числу относятся и озеро Байкал, и отдельные районы Кавказа, Урала, Алтая, вулканы Филиппин, Перу, Чили...
С глубокой древности местам паломничества придавали особое значение, полагая, что через них проявляется божественная воля. В подобных точках планеты (а их немало) до сих пор расположено большинство великих святынь и храмов. Они несут в себе тайну. Однако современные научные исследования показывают, что подобные места обладают набором необычных свойств и очень сильно влияют на психику человека. Есть ряд серьёзных доводов, что особые свойства могут быть связаны и с уникальным ландшафтом и рельефом местности.
Как врача-психотерапевта по образованию, первое, что меня увлекло ещё 20 лет назад, это именно восточная психология, тесно связанная с философией и религией. Подход восточной медицины к оздоровлению, исцелению человека существенно отличается от западной. На Востоке бережно хранят традиции и методы лечения, медицина подходит к излечению комплексно, рассматривая человека и его болезнь как некий макрокосм, как единое целое и неотъемлемое от всей Вселенной, её потоков и силы стихий.
К большому сожалению, Запад, несмотря на все даже выдающиеся достижения в области медицины, похоронил подлинное искусство врачевания, а больше уповает на подавление симптоматики, превратив врачей в своего рода дилеров фармацевтических компаний. Это печально. Что касается восточной психологии, то на основании древних и священных писаний, многовекового опыта она основывается на том, что в психике человека существуют скрытые механизмы, запуск которых неминуемо может привести как к оздоровлению, так и к самоуничтожению. Часто из-за комплекса нереализованности рождается внутреннее беспокойство. Это приводит к снижению нейрофизиологических функций коры головного мозга.
Противостоять разного рода жизненным испытаниям, препятствиям, стрессу и его последствиям можно, лишь неустанно усиливая собственную биоэнергетику. В результате обогащения менталитета, внутреннего мировоззрения и духовности увеличивается потенциал осознания окружающего мира. Это делает человека счастливым и готовым к долгой деятельной жизни. Но – в чём я убедился и в новой недавней поездке в Индию – нельзя обещать, что она, эта удивительная страна, даст прямо всё-всё, что человек ищет. Очень многое зависит от него самого, его открытости и стремления, прежде всего, к самопознанию. Но именно Индия, Гималаи, Тибет могут направить любого из нас по новому, возможно, неожиданному пути. И тогда вы вернётесь домой совершенно другим. Ведь вы уже можете слышать таинственный говор огоньков, которые, мерцая, плывут по водной глади Ганга.
Руслан Панкратов,
Харидвар–Москва–Рига
«ЛГ»-досье
Наш постоянный автор, лидер движения «Русский мир Латвии» Руслан Панкратов по первой профессии медик, окончил Латвийскую медицинскую академию, специалист по восточной медицине, член Латвийской ассоциации холистической медицины, автор более 45 научных статей и публикаций по транс-персональной психологии, эзотерическим практикам древних цивилизаций. Не раз посещал малоизученные уголки Тибета, Индии, Филиппин. Автор книги «Мистическое значение камней».