Дамы и господа. – М.: Виконт-МВ, 2008.
Альковные тайны аристократических семейств – благодатная тема и для читателей, и для литераторов, раскапывающих неиссякаемую золотую жилу русской истории. Вопрос в том, на какой глубине копать. Можно просто заглянуть в шкафы и тумбочки и составить опись «скелетов». А они у русского дворянства имелись в достаточном количестве!
Имена в книге представлены громкие: Демидовы, Загряжские, Тургеневы-Лутовиновы, Шереметевы, Полторацкие… «Кавалеры» произведены автором в герои второстепенные: почти все они, даже могущественный магнат сибирской горнодобывающей промышленности Павел Демидов, слабы телом и духом и подвержены хандре и меланхолии. Зато «женская половина» изображена во всей красе и широте натуры – особенно Варвара Петровна Тургенева-Лутовинова, мать И.С. Тургенева. Из школьной программы по литературе мы знаем, что эта дама отличалась редкой жестокостью к своим крепостным и исключительным самодурством; она даже послужила знаменитому писателю прототипом барыни из рассказа «Муму». Однако Л. Третьякова потратила немало усилий, чтобы реабилитировать свою героиню. Оказывается, в юности эксцентричная хозяйка имения Спасское испытала все комплексы некрасивой девочки, её чуть было не изнасиловал злой отчим, а в зрелом возрасте она страдала от измен ничтожного красавца мужа. И потому вполне заслуживает сочувствия и симпатии читателя.
Достойны жалости и все остальные герои и героини Л. Третьяковой. «Благо богатства влечёт за собой неотвержимое искупление» – вот основной мотив всей книги. Проще говоря, «богатые тоже плачут». Какие бы великолепные дворцы ни строили русские дворяне, какой бы роскошью ни заполняли их, всё в итоге обращалось в прах и пепел. В огне разрушительных пожаров корчились бумага драгоценных архивов и портреты предков, плавились драгоценности, превращались в горстку угля драгоценный мрамор и малахит. Прекрасных жён, любви которых так долго и мучительно добивались, ожидала страшная смерть от родов или чахотки. Безутешные их мужья теряли вкус к жизни и рано покидали этот мир. Тех, кто задерживался, ждали иные напасти – холера, голод, болезни, ранняя смерть детей…
Лишь немногие из знатных родов проживали относительно безоблачную и счастливую жизнь. Например, знаменитая Наталья Кирилловна Загряжская, двоюродная бабушка Натальи Гончаровой. Да и та, судя по портретам и воспоминаниям, была чрезвычайно нехороша собой и горбата. Детей ей Бог не дал, и пришлось пойти на своеобразное преступление – похищение собственной племянницы. Этот странный поступок ей простили и родственники, и свет. Но где же тут счастье?
Книга вполне могла бы стать поучительным наставлением юным читателям на тему «к чему не надо стремиться». Но виньеточная лёгкость стиля и чересчур пристальное внимание к адюльтеру снижает дидактическую ценность «Дам и господ». Историю нетрудно превратить в изящный любовный роман. Труднее на страницах романа увидеть подлинную историю и поверить ей.