До сих пор в литературе, журналистике, кинематографе предприниматель предстаёт чаще всего со знаком минус
Недавно среди российских школьников 11-х классов был проведён опрос, кого из ярких отечественных предпринимателей прошлого они могут назвать. Ребята затруднялись с ответом, а если и называли когото, то чаще всего им был... покойный создатель Эпплдевайсов из американского городка Купертино в калифорнийской Кремниевой долине Стив Джобс. Имён российских промышленников и финансистов они не знали... Мало для кого становятся примером и люди бизнеса – наши современники. Чтото с этим надо делать. В том числе нашим писателям, публицистам, телевизионщикам, кинодеятелям. На это нацеливает и разговор, который состоялся на 10-м форуме общероссийской общественной организации «Деловая Россия», проходившем 26 мая, в День предпринимателя.
На пленарном заседании модератор секции «Территория бизнеса и общества» сопредседатель «Деловой России» Николай Левицкий выразил общее мнение о важности изучения прошлого российского бизнеса: это поможет восстановить историческую память и справедливость по отношению к российским предпринимателям, а также сформировать позитивное восприятие предпринимательства, консолидирующего гражданское общество.
Левицкий процитировал одного из самых незаурядных промышленников и финансистов XIX века Фёдора Васильевича Чижова, отстаивавшего на страницах издаваемых им в 1850–1860-е годы журнала «Вестник промышленности» и газеты «Акционер» актуальную и сегодня идею поддержки государством отечественного бизнеса: «Все, защищая свободу торговли, ссылаются на Англию, но промышленность в Англии расцвела при покровительственной системе... Когда один народ сравнительно с другим беднее капиталами, механическими средствами, хорошими опытными рабочими, окружён множеством неблагоприятных, но устранимых условий, то ему можно легко помочь покровительством народному труду. Так везде делалось, делается везде и теперь, и нигде в Европе этого не отвергают».
При этом Левицкий особо подчеркнул, что Чижов – личность очень незаурядная. Он построил Московско-Троицкую железную дорогу, был председателем Московского купеческого банка, завещал весь свой капитал в шесть миллионов рублей, огромную по тем временам сумму, на строительство в родной Костроме пяти профессионально-технических учебных заведений.
Примечательно, что Владимир Путин в своём выступлении заметил: «Когда человек в бизнес погружается… деньги перестают играть такую ключевую, ведущую роль... Когда человек видит, что он своими руками, своей головой, своим интеллектом, своей энергией создал реально интересное, большое дело, что оно заработало, что оно имеет перспективы остаться на десятилетия, а может быть, на века, что он этой своей интеллектуальной и организационной деятельностью, организаторскими способностями создал рабочие места, обеспечил семьи своих работников достаточно высоким и престижным уровнем жизни, они имеют возможность растить детей, давать им хорошее образование, – это и есть вклад в развитие России».
Своей эмоциональной оценкой исторической миссии предпринимателей президент словно бы вступил в полемический диалог с «неистовым» Виссарионом Белинским, который некогда так отозвался о купеческо-промышленном сословии: «Торгаш – существо, цель жизни которого – нажива, поставить пределы этой наживы невозможно. Он – что морская волна: не удовлетворяет жажды, а только сильнее раздражает её. Торгаш не может иметь интересов, не относящихся к его карману». А ведь подобных взглядов, увы, придерживались и Некрасов (поэма «Современники»), и Мельников-Печерский (роман «На горах»), и Мамин-Сибиряк (роман «Приваловские миллионы»), и Горький (роман «Дело Артамоновых» и повесть «Фома Гордеев»), и Шишков (роман «Угрюм-река»)... Надо, видимо, признать, что в своих оценках наши мастера слова оказались не очень проницательны, заостряли внимание только на одной стороне дела – на рациональности предпринимателей, их заботе о частном деле и прибыли.
На форуме была поднята проблема увековечивания памяти великих предпринимателей и благотворителей. Именно на примере Фёдора Васильевича Чижова видна недостаточность этих усилий. Ещё в начале прошлого века, к 40-летию со дня его кончины, земляки Чижова, костромичи, решили поставить ему памятник у здания Костромского городского самоуправления, на месте предназначенной на слом водонапорной башни, а вокруг разбить сквер. Для сбора средств была объявлена всенародная подписка. Значительные пожертвования поступили от губернского и уездного земств, две тысячи рублей ассигновала городская дума. К сожалению, памятник Чижову так и не открыли – запланированное в Костроме торжество пришлось на начало революции, ноябрь 1917 года...
Но время всё расставляет на свои места. С 1992 года юбилейные даты, связанные с именем Чижова, отмечаются не только на его родине, в Костроме, но и в Москве, Мурманске, Архангельске. Имя его присвоено Костромскому химико-механическому училищу, с 1927 года носившему имя ленинского соратника Красина, – ныне это Энергетический техникум имени Ф.В. Чижова. При техникуме более 20 лет действует богатый экспонатами музей. С 2005 года между Москвой и Сергиевым Посадом ходит комфортабельная электричка «Фёдор Чижов» – в память о председателе первой в истории России частной железной дороги – Московско-Троицкой, построенной в начале 1860-х годов на деньги отечественных купцов и силами отечественных инженеров и рабочих.
А вот с памятником Чижову дела обстоят намного хуже. К 200-летию со дня его рождения, в 2011 году, костромичи решили исправить несправедливость, обусловленную революционными потрясениями почти столетней давности. Но пошёл пятый год после этого разрекламированного в местных и центральных СМИ события, а памятника Чижову как не было, так и нет...
Хочется надеяться, что в рамках проекта «История российского предпринимательства», осуществляемого «Деловой Россией» и Российским историческим обществом, будет рассмотрен вопрос о формировании инициативной группы, попечительского совета и конкурсной комиссии, чтобы к 205-летию Фёдора Васильевича (март следующего года) в Костроме наконец-то установили ему памятник. Войти в эту группу, совет и комиссию приглашаются и литераторы – ведь Чижов ещё и наш коллега, который в 1858 году был избран за свои литературные труды действительным членом Общества любителей российской словесности, а в феврале 1860 года вступил одним из первых в организованное в Петербурге Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным – Литературный фонд.
Было бы также интересно узнать мнение писательской общественности и подтолкнуть её задуматься над тем, есть ли у нас яркие примеры создания положительных литературных типов предпринимателей, или современные сочинители, как и журналисты, сотрудники телевидения и радио, деятели кино, продолжают следовать давней традиции негативного отношения к деловому миру и его представителям? Пример подвижнических трудов Чижова в истории нашего предпринимательства далеко не единичен.