Создатели сериала вступили на территорию, многократно и разнообразно освоенную. Фильмов о театре и актёрах у нас было много. Началось с экранизаций пьес Островского и водевилей Ленского (кстати, «Лев Гурыч Синичкин» фигурирует в планах сериального худрука). Тема XIX века: одарённая девушка стремится в искусство, но на какие жертвы она пойдёт ради него?
Всегда привлекали ленты о вхождении таланта в искусство: «Приходите завтра» с Екатериной Савиновой, «Старшая сестра» с Татьяной Дорониной, «Начало» с Инной Чуриковой, «Карнавал» с Ириной Муравьёвой... В военных фильмах, как, например, в ленте «Актриса» с Борисом Бабочкиным и Галиной Сергеевой, артистки вдохновляли солдат на жизнь и на подвиг. В «Случае с Полыниным» героиня Анастасии Вертинской понимает, что герой-лётчик (Олег Ефремов) любит её и во всех отношениях мужик отличный, но остаться с ним – значит или обманывать его, или потерять театр, а значит, себя, и она остаётся с мерзавцем-режиссёром (Олег Табаков), но в театре.
Был потрясающий телефильм по Булгакову в постановке Анатолия Эфроса с Юрием Любимовым в роли Мольера, там главной темой были отношения творца с властью. В фильмах 80-х через конфликты в актёрской среде отражались проблемы того времени: «Голос», «Успех», «Сукины дети». Провинциальные актёры играли важную роль и в свободолюбивом рязановском телефильме «О бедном гусаре замолвите слово».
Но всюду присутствовал Его Величество Театр. Это было непреложно.
В «Актрисах» привлекли звонкие фамилии создателей: автор сценария – красавица и умница Паулина Андреева, режиссёр – её знаменитый супруг Фёдор Бондарчук, продюсер – маститый Валерий Тодоровский. В одной из главных ролей – выдающаяся актриса Светлана Ходченкова, мы недавно восхищались её тонким, лиричным и одновременно остроумным исполнением главной женской роли в сериале «Казанова». Также здесь заняты не раз отмеченные нами Полина Пушкарук и Сергей Гилёв.
Многие сцены снимались в помещении Художественного театра, а роль одного из руководителей сериального театра сыграл ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, в роли помрежа очень хороша Наталья Суркова (только случаев, когда у маститого столичного режиссёра жена всего лишь помреж или даже завтруппой, притом что мы видим, какая это властная женщина, не припомню). Директора отлично и, я бы сказал, неожиданно сердечно сыграла Лолита Милявская. Ансамбль великолепный, но...
В первой серии в центре – ведущий актёр большого столичного театра (в этой роли убедителен Алексей Макаров), популярный, известный всем по сериалам, страдающий от того, что у него давно нет серьёзной работы ни в театре, ни в кино. Сильно пьёт. В том, что актёр много лет играет в спектакле «Утиная охота», очевиден намёк на сходство судеб героя и исполнителя, у него роман с юной артисткой оркестра, с женой он не живёт, но развода ей не даёт.
В конце первой серии артист выбрасывается из окна своей квартиры.
Таких самоубийств в столичных театрах тоже не припомню, также не бывало такого, чтобы на гражданской панихиде случился отвратительный скандал, как в сериале. После того как искренними словами скорби и любви поделилась последняя возлюбленная покойного, тут же на сцене его вдова надавала ей по мордасам. Но это кино, вымысел, игра, возможны гиперболы – главное, чтобы всё было достоверно и увлекательно, в первую очередь характеры главных героинь, актрис. И их любовь к театру и кинематографу. Но её не видно. Вот уж действительно здесь «любят себя в искусстве, а не искусство в себе». Жуткий эгоцентризм и жажда самоутверждения.
В России – давняя традиция уважения к институту театра. Даже обожания. Великие слова о нём говорили Виссарион Белинский («Возможно ли описать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою?.. О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нём, если можете!») и Михаил Щепкин («Священнодействуй или убирайся вон!»), но ничего этого здесь нет. Ни очарования, ни священнодействия. Те репетиции музыкального спектакля, который ставит в сериале какой-то якобы талантливый француз, смотрятся весьма обыкновенно, чтобы не сказать скучно, неинтересно, – а вот пластические и танцевальные этюды, завершающие каждую серию, поставлены замечательно. Удивительно, что настоящее кино начинается и кончается на титрах. То есть магия сцены появляется ненадолго и как бы из-под полы – театрального чуда, праздника в основном действии нет вообще. В нём стервозные эгоистки-истерички мучают друг друга и своё окружение. Что удивительно, никаких безобразий со стороны всевластных кинопродюсеров и спонсорского харассмента в сериале нет. А нам обещали, что наконец-то покажут всю правду.
Но к героиням. Одна из трёх подруг – Оксана (Полина Пушкарук) – выходит замуж за актёра-неудачника, рожает от него одного и ждёт второго ребёнка. Живут все с его родителями, да ещё из провинции приезжает её мать. Кошмар, к тому же муж завидует таланту жены, комплексует и заводит любовницу, Оксана готова уйти от него, но...
Другая – Алёна (Елена Николаева), скрывающая свой возраст и что у неё есть сын, с маниакальным упорством бьётся за роли, рвётся в новую жизнь, и наконец у неё всё случается. И кино, и театр. И даже роман с молодым переводчиком с французского. Он идеальный мужчина: и красавчик, и любит её, и налаживает контакт с её сыном, но она...
Полина (Светлана Ходченкова), ушедшая от мужа-алкоголика, а также из театра и кино в религию, триумфально возвращается в искусство. У неё лямур де труа. Со своей подругой (и по совместительству агенткой) она делит постель с известным актёром. Он тоже алкоголик, но в завязке. Ей под сорок, она хочет ребёнка, но...
Подзабытая пандемия, которая действительно нанесла сильный удар по театру, врывается в действие, обостряя все конфликты. Ненавидишь уже не только героев, но и театр, и кинематограф, и всё, чем они занимаются. Их мир ощущается как отвратительная и, что особенно обидно, неталантливая ярмарка тщеславия. Антитеатр на базе МХТ, в котором участвуют артисты этого прославленного театра, в котором, кстати, и Олег Ефремов, и нынешний худрук Константин Хабенский играли Зилова в «Утиной охоте». Мелькает галерея великих мхатовцев в фойе, где наши современники, не стыдясь их, творят чёрт-те что.
В «Актрисах» герои пренебрежительно отзываются о сериалах, давая предпочтение артхаусному кино. А кто и что мешает снимать хорошие сериалы? Известно, как понравился нашей интеллигенции сериал об актёрах «Звоните Ди Каприо», но там режиссёр очень хорошо знает предмет своего кинематографического исследования, а создатели «Актрис», похоже, театр со всеми его внутренними пружинами и механизмами знают поверхностно. Для меня, например, осталось загадкой: зачем в «Утиной охоте» открыта оркестровая яма? Подозреваю, только для того, чтобы исполнитель роли Зилова мог прилечь над ней, чтобы кокетничать с сидящей в яме артисткой оркестра. Омерзительна сцена секса в сортире. Актрису в фойе ждёт жених с предложением руки и сердца, а она, пьяная, трахается на унитазе с вдруг приглянувшимся молодым артистом (что, в здании гримёрок нет?).
Участники гордились, что рассказали правду о театре, ну да, рассказали. Далеко не всю. Лолита Милявская мудро заметила, что сериал надо смотреть тем девицам, которые осаждают театральные училища, чтобы они представляли, что их ждёт. Да, пьянство, блуд, дрязги, предательства… Только главного нет. Театра. Нет того, что многих неудержимо тянуло на сцену. И, конечно, чистоты и прелести великих актрис, имена которых названы в начале этих заметок.
Недавно сериал посмотрел худрук Театра Ермоловой Олег Меньшиков. Он вспомнил, что как-то предлагал Фёдору Бондарчуку создать театральный проект, но кинорежиссёр отказался, сказав: «Я в театре ничего не понимаю!» Меньшиков тонко заметил, что теперь «убедился в правдивости его слов». Но главная беда, на мой взгляд, в том, что режиссёр, сценарист и продюсер не только не понимают театр, но и не любят. Для них это всего лишь новая локация с новой профессиональной средой. И всё позволено.
Станиславский создавал Театр-храм, нынешние отправляют его в отхожее место.