Но правда всё-таки не пастила или мармелад. Написанная Сергеем Бабуриным книга – основанное на документах и конкретных, подтверждаемых свидетельствах повествование об эпохе 90-х и о последующих годах – переломных, драматических для судеб Советского Союза и России. Автор не щадит и себя, признавая собственные ошибки, наивность или неопытность. Честно старается рассказывать о других исторических персонах и событиях, подводя к обоснованному выводу: то, что мы знали ранее о тех годах, – нередко штамп, миф или полуправда. Что-то подчас резковато звучит, но, как говорится, от правды не уйти. Это лучше, чем её подобие или предумышленная недосказанность.
«Конституция Российской Федерации 1993 года, – пишет автор, – это основной закон постмодерна, эпохи, когда обществу навязывается чуждая ему матрица существования. Неудивительно, ведь Конституция 1993 года – это документ, фиксирующий на уровне социального управления русскую капитуляцию в холодной войне, которая была войной информационной и психоисторической.
Наша Конституция – не только зеркало, но и источник проблем российского общества. Она закрепляет в своей «неизменяемой» части – первой главе – ряд принципов, которые делают противоречия нашего общества неразрешимыми, а гибель государства неизбежной».
Или такой пример. Спустя 10 лет после принятия Конституции она обсуждается в телеэфире, и один из её творцов, С. Шахрай, отвечает на вопрос ведущего, почему народ «конституционно» потерял свои права на природные ресурсы. Шахрай цитирует часть конституционного текста, но опускает важное последующее уточнение в нём: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». «Где же тут национальное достояние?!» – задаёт Бабурин риторический вопрос, далее отмечая, что на телевидении «уличить Шахрая в очередной подтасовке нам не дали».
Это характерный для автора метод оценки как исследуемых событий, так и персон, с которыми его сводила жизнь во время учёбы, в армии, на пути к политической деятельности, во время работы в российском парламенте, на посту ректора Российского государственного торгово-экономического университета.
Бабурин не просто наблюдал, но зачастую оказывался в самом центре важнейших политических и военных событий и столкновений, которые происходили в истории новой России, бывших союзных республик. Это Приднестровье и Абхазия, Южная Осетия и Грузия, Крым и Курилы, страны Балтии и, например, Афганистан, где он проходил военную службу в составе «ограниченного контингента советских войск». А уж фамилии персон, с которыми ему приходилось взаимодействовать, дружить, спорить, – просто сложно перечислить. «Именно стремление сохранить для потомков многие реальные факты, важные поступки уже ушедших соратников и лежит в основе моего решения всё же составить субъективные очерки недавнего прошлого. Именно очерки, а не обстоятельные мемуары».
Думаю, те, кому близки взгляды Сергея Бабурина, как и его оппоненты, с особым интересом ознакомятся со второй, менее обширной, но ёмкой частью книги – «Идеология национального прогресса». «Россия при её необъятных просторах, великой и трагической истории, не менее великой культуре – одна из самых загадочных стран для человечества». О стране, её судьбах и перспективах автор пишет честно, но и с нескрываемой любовью. Переживая за страну, он и сам в ряду тех, кто рассматривает «реализацию своих частных интересов и устремлений в неразрывной связи с укреплением и процветанием Отчества».
Сергей ВОЛОДИН