Телевидение раздаёт индульгенции
Каждый божий день отечественное телевидение неутомимо, с почти религиозной неистовостью доказывает нам, что хороших телевизионных сериалов не может быть в принципе. По крайней мере снятых российскими режиссёрами. Возможно, это – злой рок отечественного ТВ, его карма. А может быть – наказание за грехи, посланное свыше на головы невинных телезрителей? Так или иначе, с тем, что сериалы бесподобно плохи, нам предстоит смириться и прекратить переливать из пустого в порожнее, пытаясь рецензировать нерецензируемое. Российские сериалы серьёзному разбору не подлежат.
В начале прошлого века поэт-футурист И.В. Игнатьев написал стишок, состоявший из беспорядочного набора букв. Ниже он приписал, что стишок сей «написан исключительно для взирания, слушать и говорить его нельзя». Создатели отечественных телесериалов успешно осваивают творческое наследие Игнатьева, создавая нечто, не подлежащее осмыслению разумом. Попытка зрителя вникнуть в смысл происходящего на экране провоцирует проявление симптомов размягчения мозга.
«Сталин LIVE» – чуть ли не самый длинный сериал прошедшего телесезона – даже не художественное произведение, а нечто за гранью добра и зла, «хроники для хроников». Это даже не история, а скорее, обнюхивание анализов физиологических отправлений. Особенно – в сцене смерти «вождя и учителя». Становится плохо при одной мысли, что это действо, имеющее к истории слабое отношение, снято для одного из центральных телеканалов, причём далеко не самодеятельной киностудией провинциального кружка либералов.
Поэт Игнатьев творил пародию на общество. Он издевался над прогнившим устройством мира, осмеивал его. Нынешние «игнатьевы», нацепив серьёзные лица, пытаются быть назидательными, стремятся поучать и менторствовать.
Цель создателей таких многосерийных антиисторических лент – лишить отдельного телезрителя веры в собственный народ, а всю Россию избавить от истории вообще. Мечта телевидения – сделать просмотр сериалов обязательным, как в пророческом «Альфавиле» Жан-Люка Годара, где людям запрещено по вечерам выходить из дома, когда надо смотреть телевизор. Тогда можно окончательно угробить заботу о смысле телевещания.
Одна из причин отвратительного качества сериалов в том, что это, по сути, не художественные произведения, а инструменты воздействия на общество. У кого в руках эти инструменты – особый разговор. Факт в том, что тот же, кто владеет этими инструментами, выдаёт создателям телесериалов индульгенцию – заранее прощая грех неправды, злобы, зависти. В этом деле наше телевидение мнит себя святее папы римского.
«Александровский сад» – попытка хорошего документалиста Алексея Пиманова попробовать себя в качестве творца больших теле- и киноформ. Получилось блестящее доказательство того, что хороший человек – это ещё не профессия. Большое количество цветастого крепдешина, ушедшего на стильные платья по моде первых послевоенных лет, не компенсирует то незначительное содержание, что автор вложил в кино, впоследствии искусственно раздутое до размеров телесериала.
Физическое уничтожение преступных элементов без суда и следствия, быть может, дело полезное и нужное. Но интереснейший исторический факт – поголовное истребление бандитского отребья в Одессе – превращён в индийскую мелодраму, растянутую и нудную, с заламыванием рук и глицериновыми слезами, с безобразной работой оператора и актёрами, словно варёными.
Незнание закона не освобождает от ответственности, и это хорошо известно «садоводу» Пиманову – автору и ведущему телепрограммы «Человек и закон». Точно так же отсутствие подлинного историзма в телесериале не освобождает автора от ответственности за сотворённое им зрелище.
«Завещание Ленина» – ещё одна попытка разобраться в «тяжёлом прошлом страны», как выразился один из создателей сериала. Возникает закономерный вопрос: могут ли авторы сериала назвать хотя бы одну страну мира, чьё прошлое – светлое и безоблачное? Это бесконечные войны, делёжка территорий и горы трупов, которые горазды воздвигать ВСЕ противоборствующие стороны. В ИСТОРИИ НИКТО НЕ ПРАВ.
Личность Варлама Шаламова далеко не столь однозначна, как её трактуют дежурные специалисты по «культурке» на телевидении. Историки и литераторы ещё не сказали своего главного слова о работах безусловно талантливого человека, изрядно хлебнувшего лагерного горя – исключительно по своему собственному желанию.
Шаламов угодил в лагерь не случайно, а как идейный враг системы. Собственно, тогдашнее время и было временем борьбы двух «систем советов» – Сталина и Троцкого. Фраза Шаламова о том, что он настаивает на «глубокой внутрипартийной реформе на основе беспощадной чистки», говорит о том, что в случае изменения ситуации он сам бы оказался в составе «двоек» или «четвёрок» – или чего там ещё придумал бы Троцкий – и «выжигал» бы идейных противников, осуждая если не на расстрел, то уж точно на лагерное забвение.
Жестокость нашего ТВ в том, что оно бесцеремонно использует сложные людские судьбы для провозглашения плоских лозунгов в духе «балетного» телевещания. Жестокость ещё и в том, что люди эти уже не в состоянии дать достойный отпор, и телепляска на гробах затягивает в свою круговерть всё новые и новые имена.
Индульгенции выдаются по отношению к отдельным личностям – будь то «художественный» Сталин или «документальный» Миклухо-Маклай. Индульгенции выдаются и по отношению к историческим событиям – от создания института присяжных до поиска полумифических сокровищ на загадочном «маршруте». Что получает русский зритель от просмотра этих фильмов? Ничего, кроме зубовного скрежета. Творцы отечественных сериалов совершают преступление, глумливо обращаясь с безответной историей и с безответными тенями ушедших исторических личностей.
Инцидент на вручении премии телеканала MTV гнусной исторической фальшивке под названием «Сволочи» – ещё одно тому подтверждение. Антироссийский, антипатриотический, антигуманный фильм, поставивший русских в один ряд с немецкими фашистами. Не удивлюсь, если «сволочной» фильм вскоре разрастётся до размеров «сволочного» сериала. Зритель в «этой стране» всё слопает, не так ли, господин режиссёр Атанесян?
Создателям подобных сериалов предлагаю – бесплатно! – несколько идей для «свежих» творений. Например, можно взять историю теплохода «Челюскин». Сериал назовём, естественно, «Кровавый «Челюскин». В его трюмах, ясен день, перевозили заключённых в дальние лагеря. Все политзэки погибнут – кроме одного. Он доплывёт на льдине до свободной Америки, и его потомки вернутся в Россию, чтобы открыть глаза глупым россиянам на ещё одну страницу их ужасной истории. А вот ещё круче: на «Челюскине» перевозят «золото партии», чтобы сохранить на Крайнем Севере – подальше от народа. В наши дни российские спецслужбы, а также группа либеральных интеллигентов и компания спортивных студентов это золото разыскивают. Сериал, понятно, назовём «Золотой «Челюскин». И так далее…
Складывается впечатление, что сериалы и кино в сегодняшней России снимают инопланетяне, чуждые нашей истории и культуре, которыми движет лишь научный интерес, с которым они препарируют исторические факты, не заботясь о том, что останется после них на территории под названием «Россия».
Не надо забывать, что индульгенция освобождает лишь от временного наказания за грехи. В своё время злоупотребления индульгенциями послужили поводом для начала реформаторского движения. Но от реформации до революции – один шаг.