Психиатрия – наука загадочная
Такая вот история: одинокая москвичка разрешила пожить в своей квартире нуждающейся женщине. А «нуждающаяся» оказалась врачом-психиатром «скорой помощи». И однажды нагрянувшая бригада санитаров силой доставила хозяйку квартиры в больницу имени Ганнушкина. Лишь через полтора месяца активного «лечения» сестра несчастной смогла вытащить её из лечебницы. Теперь женщине предстоят долгие судебные разбирательства, чтобы доказать своё право на вменяемость.
Сотни подобных историй могут рассказать представители Гражданской комиссии по правам человека. Эта организация давно занимается помощью жертвам психиатров-преступников. Для того чтобы привлечь внимание к этой проблеме, ею недавно была организована выставка «Разрушенные жизни: разоблачение психиатрии».
Конечно, позиция Гражданской комиссии по правам человека по отношению к психиатрии может показаться несколько агрессивной и предвзятой. Но факт остаётся фактом: без решения суда и санкции прокурора человек может лишиться свободы, его могут накачать психотропными препаратами, доведя до растительного состояния, а далее отнять практически все права, объявив его недееспособным (правда, это, к счастью, возможно только по решению суда). Отсутствие родственников и наличие той же квартиры автоматически относят гражданина в группу риска. Случается, что и сами ушлые и не в меру предприимчивые родственники используют «врачевателей душ», чтобы решить свои семейные разногласия.
Так почему же ни одна другая область медицины не вызывает столько вопросов? Мне кажется, причина в неконкретности и субъективности психиатрических диагнозов. Диагноз ставится лишь на основании мнения лечащего врача, подтвердить или опровергнуть его с помощью анализов, рентгеновских снимков и прочих объективных исследований невозможно. Да и в выборе методов лечения психиатр гораздо свободнее своих коллег из других областей медицины.
Не так давно мне пришлось наблюдать, как психотерапевт одной из государственных клиник активно использовал в лечении депрессий и неврозов восточные практики. И даже предлагал своим пациентом называть его учителем. Надо сказать, что эмоциональные, легко внушаемые люди, которые, как правило, и обращаются в такие лечебницы, охотно признавали навязываемые им жизненные принципы и шли за своим гуру.
Так вот скажите мне, это медицина? Или, может, религия, философия? Если медицина, то почему для лечения используются такие понятия, как карма, биополе, чакры? А если это не наука, то почему практикуется в государственном медицинском учреждении? И как оценить работу врача, использующего такие методики? Или как определить вред, нанесённый сознанию человека, например гипнозом? И доказать в суде манипулирование сознанием или доведение до беспомощности с помощью психотропных препаратов?
Мне также не совсем понятно, почему человек, попадающий в обычную больницу, может отказаться от каких-либо процедур и лекарств и потребовать разъяснить ему смысл назначаемого лечения, пациент же психиатрической лечебницы лишён этого права? Потому что недееспособен? Так докажите сначала его недееспособность, а потом уже пичкайте наркотиками. Но опять же, только с разрешения его официального опекуна или суда. Как можно лишать человека прав, если никакого преступления он не совершал, а его неспособность адекватно мыслить никем не доказана?
Отсутствие ответов на все эти вопросы позволяет преступникам и просто шарлатанам с лёгкостью использовать психиатрию в своих целях. Любого можно изолировать от общества и довести до невменяемого состояния с помощью «нужных» препаратов.
С другой стороны, что делать, если человек действительно неадекватен? В бытность моего проживания в Петербурге мне частенько приходилось ездить на автобусе, маршрут которого начинался прямо напротив психиатрического интерната. И с начала 90-х годов эти поездки стали очень «занимательны», а 97-й номер приобрёл дурную славу. Откровенно невменяемые персонажи, казалось, развлекались, катаясь на автобусе и приставая к пассажирам. И не думаю, что девушке, которую лапает такой вот гражданин, или молодой маме, у которой от страха рыдает ребёнок, есть дело до того, какие у него права.
Только вот почему-то такие персонажи спокойно разгуливают по улицам и никакие бригады санитаров ими не интересуются, а нормальный человек за определённую мзду может запросто стать пациентом психбольницы, и врачи добросовестно будут исполнять свой долг по его «лечению».
Что это – вновь наше пресловутое несовершенное законодательство? Или лженаука психиатрия?