В 1990 году Россия ратифицировала документ, гарантирующий каждому ребёнку в нашей стране светлое настоящее и не менее светлое будущее. Благодаря Конвенции ООН о правах ребёнка у наших детей появилось самое главное право – право на защиту своих интересов.
Прошло 17 лет, достаточно времени, чтобы подвести некоторые итоги. Проанализировать ситуацию и высветить проблемы этой правовой сферы собрались участники круглого стола «Конвенция ООН о правах ребёнка и положение детей в России», прошедшего недавно в пресс-центре Союза юристов Москвы.
Конвенция о правах ребёнка 17 лет назад вызвала в мире огромный энтузиазм. Страны – участницы ООН старались как можно скорее присоединиться к соглашению, 193 страны подписали этот документ – небывалый ажиотаж в международном праве! И не мудрено: кому же хочется выглядеть жестоким монстром в глазах мирового сообщества? Ведь дети – это святое, это наше всё!
Но ведь мало просто ратифицировать документ. Необходимо принять большое количество национальных законов, поддерживающих положения конвенции, а также обеспечить их исполнение. И если с первой задачей наши законодатели справились, то вторая часть – в нашем случае – оказалась невыполненной. Вот и получается, как сказала начальник Управления по правам ребёнка Наталья Яковлева, что «эффективная стратегия защиты детей, изложенная в конвенции, весьма различна с фактическими обстоятельствами и условиями жизни детей в современном мире и в частности в России». И не секрет, что на права детей зачастую посягают именно те, кто поставлен их охранять: органы опеки и попечительства, администрация и сотрудники детских учреждений, правоохранительные органы.
Присоединяясь к Конвенции о правах ребёнка, государство берёт на себя обязательство отчитываться об исполнении соглашения. Россия предоставила Комитету ООН по правам ребёнка уже три таких доклада. И некоторые нерешённые проблемы российских детей вызывают серьёзные опасения у вышеупомянутого комитета. Перечень может показаться диким: дискриминация, пытки и телесные наказания, грубое обращение, безнадзорные дети, сексуальная эксплуатация и надругательства, ненадлежащее отправление правосудия в отношении несовершеннолетних.
Россия уже ратифицировала два факультативных протокола к конвенции. Первый касается участия детей в вооружённых конфликтах, второй – торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. Однако в нашем законодательстве до сих пор отсутствует понятие «жестокости».
Законодательно насилия над детьми у нас как бы нет! Несмотря на то, что за последние 15 лет принято множество законов для обеспечения прав детей, ювенальной юстиции у нас тоже всё ещё нет. Так же нет у нас плана действий по реализации положений конвенции. Он, правда, был, но «прекратил своё существование» в 2000 году. Видимо, с точки зрения некоторых чиновников, дети в нашей стране совершенно счастливы...
Фактически за реализацией Конвенции ООН о правах ребёнка в нашей стране следят только уполномоченные и некоторые другие общественные организации. По словам сопредседателя «Ассоциации уполномоченных по правам ребёнка в субъектах РФ» Татьяны Алексеевой, есть некоторые серьёзные подвижки в деле облегчения работы омбудсменов. Например, в ближайшее время готовятся изменения в статью 7 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка», где будут прописаны действия уполномоченных в регионах, в том числе и возможность их участия в суде для защиты прав несовершеннолетних. И это уже немало, если вспомнить о том, как часто дети страдают от тех, кто должен их защищать.
Ещё одна серьёзная проблема: ни сами дети, ни их родители не знают своих прав. Наши подростки плохо представляют себе, что такое Конституция РФ, что уж говорить о самой конвенции. Просвещают их в этой области опять же омбудсмены, они проводят специальные уроки, распространяют литературу.
Это, конечно же, замечательно, что государство поддерживает идею создания института уполномоченных по правам ребёнка. Замечательно также и то, что нынешний год объявлен Годом семьи. Радует энтузиазм наших чиновников и законодателей в ратификации международных соглашений и деклараций.
Но, к сожалению, громкие заявления – это ещё не всё. В прошлом году в Нью-Йорке прошла специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Подводились итоги пятилетней деятельности по реализации плана действий декларации «Мир, пригодный для жизни детей». Более 140 государств представили свои делегации и, самое главное, детей. От нашей страны не присутствовало ни одной правительственной организации. Ну что тут скажешь?
В конвенции говорится: «Ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Наивно думать, что обеспечить это могут одни лишь законодатели и чиновники. Может быть, каждому из нас стоит полистать Конвенцию ООН о правах ребёнка, внимательнее взглянуть вокруг и спросить себя: а могу ли я подарить кому-то капельку счастья, любви и понимания?