Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 февраля 2022 г.
  4. № 7 (6821) (16.02.2022)
Культура

Православный дарвинист,

или Как устроен Тимофей Баженов

16 февраля 2022
Кадр из телепроекта «Путь Баженова: напролом»

В своё время мне довелось преподавать в Останкинском институте телерадиожурналистов. Лекции на вечернем отделении заканчивались ближе к полуночи. Проходя по пустынным бесконечным коридорам телецентра, я всегда косился на дверь с лаконичной табличкой «Тимофей Баженов» и думал: «Ишь ты! Именная студия. Очевидно, в ней создаются оригинальные авторские программы». Кто таков Тимофей Баженов, чем он занимается, было неизвестно. А сегодня он стал одной из наиболее заметных и влиятельных медийных персон нашего ТВ.

 

Сегодня Тимофей Тимофеевич – не только популярный журналист, но и общественно-политический деятель, депутат Госдумы, а начинал с того, что по окончании биофака дрессировал тигров и волков. Сразу видно: человек не робкого десятка, мужественный, решительный и пробивной: без этих качеств большую карьеру сегодня не сделаешь.

Вектор интересов и творческую интенцию для себя он определил не сразу, но наверняка. Оказавшись в структуре ВГТРК, на радио и телеканалах он перепробовал множество специальностей, начиная с самых низших и непрестижных, где и мечтать о выходе на экран не приходится. Но Баженов – человек упёртый; он знал, что настоящего успеха в журналистике можно достичь лишь при условии, если ты нашёл свою тему и занял собственную медийную нишу. И удача улыбнулась ему!

Мир живой природы во всех, даже самых невероятных его проявлениях – вот куда нацелен объектив его профессионального внимания. Широкое поле для деятельности. Но для того чтобы реализовать свою интенцию на полную мощность, Баженову пришлось пройти долгий и тернистый путь.

Впечатляет уже сам список телевизионных проектов, задуманных и осуществлённых руководителем студии: «Дикий мир», «Сказки Баженова», «Рейтинг Баженова», «Рекорды моей планеты», «Кастинг Баженова», «Путь Баженова: напролом», «Жить в доме и другие полезные вещи», – все эти передачи пользовались популярностью и имели высокий рейтинг.

Мировое и отечественное телевидение насчитывает десятки ярких фигур, проявивших себя в этой сфере. Здесь работают специалисты высшего класса, достаточно вспомнить хотя бы блистательного натуралиста и путешественника Дэвида Аттенборо. Советское телевидение тоже должно гордиться своей школой. Имена Владимира Шнейдерова, Юрия Сенкевича, Александра Згуриди, Николая Дроздова, Михаила Кожухова, их передачи «В мире животных», «Клуб путешественников» и др. золотыми буквами, как принято выражаться, вписаны в историю нашего ТВ.

Казалось бы, на таком ярком фоне проявиться невозможно. И тем не менее Тимофею Баженову посчастливилось выделиться, обозначиться, стать заметной фигурой. За счёт чего это удаётся?

Первый взгляд на внешность телеведущего отчасти даёт ответ на этот вопрос. Брутальный облик, обветренное лицо, лёгкая небритость, склонность к ношению камуфляжной одежды наглядно иллюстрируют характер телеведущего. Если другие его предшественники на лоне природы выглядят интеллигентами, ненадолго выбравшимися из кабинета и желающими вернуться в домашний уют, то Баженов чувствует себя комфортно в любых, самых экстремальных условиях. Он без опаски забирается в озёра, лезет в болота, продирается сквозь колючие кусты. Конечно, мы понимаем, что за спиной оператора стоит съёмочная группа со всем необходимым реквизитом: одеяла, грелки, крепкие напитки, термосы с горячим кофе, но лицо ведущего выражает непреклонность и стоическое упорство.

Употреблённое выше слово «брутальный» не стоит воспринимать расширительно, тем более – всеобъемлюще. Если внимательнее всмотреться в округлый овал лица, в улыбку, скрыто блуждающую в его чертах, вслушаться в мягкую манеру говорения, станет ясно, что за внешней суровостью скрывается тонкая, ранимая душа. Да и как может быть иначе, если мы имеем дело с человеком, искренне радеющим за всё живое на нашей планете. Чисто психологически жёсткий и равнодушный человек не может вести такие программы.

Наиболее явственно эти качества проявились в последние годы, когда Тимофей Баженов стал руководителем проекта «Как устроен мир». В этих выпусках ведущий и его команда выходят за рамки проблем флоры и фауны. Разговор здесь нередко касается истории, географии, геологии, астрономии и других смежных дисциплин. И это закономерно: мир во всём его многообразии можно понять только в целостной системе координат. И тут одной биологией или любой другой наукой не ограничишься.

Канал «РЕН ТВ» во многом следует неизведанными путями. Мне уже приходилось писать о циклах телевизионных работ Игоря Прокопенко, в которых высказывается немало спорных, неоднозначных гипотез, ещё требующих подтверждения и доказательства. Кого-то такой взгляд на мироздание привлекает своей новизной, кого-то раздражает бездоказательностью. Но ведь телевидение – не Академия наук, его задача не убеждать, не давать рецепты, не доказывать теоремы, а ставить острые вопросы, находящиеся на переднем плане современного естествознания.

В начале XXI века стало ясно, что силами традиционного знания невозможно объяснить многие явления и факты, а значит, требуются свежие, нетривиальные подходы к постижению мира сущего. Гипотеза о самодвижущей силе эволюции, принимаемая многими на веру, как религия, явно трещит по швам. Прежние представления о Вселенной, Земле, Луне, микромире, происхождении жизни и человека выглядят как лоскутное одеяло. Идея о Боге-создателе, креационная наука с ходу отметаются академическим официозом как лжеучения и подвергаются травле. Тимофей Баженов всегда готов рискнуть, взять на вооружение самую экстравагантную версию понимания законов бытия. История науки знает немало примеров того, как безумная идея становилась всеми принятым, ортодоксальным постулатом.

При этом в словах телеведущего никогда не услышишь интонации всезнайки, самоуверенного специалиста, носителя истины в последней инстанции. Да этого от него и не ждут. Наоборот, в конце каждого выпуска, как правило, в деликатной, уступительной манере он сообщает: возможно, всё то, о чём мы рассказали, не так, но нам хотелось привлечь ваше внимание к вопросам, требующим своего насущного обсуждения и разрешения. Как кажется, самая грамотная и мудрая позиция.

Всезнающая Википедия атрибутирует его жизненную позицию так: «православный дарвинист». Казалось бы – оксюморон, сочетание несочленимого. Но это определение во многом соответствует сути дела.

 

Тэги: Сергей Казначеев
Обсудить в группе Telegram

Сергей Казначеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Комплекс Грушницкого

    03.08.2022
  • Право слова

    20.07.2022
  • Как отзовётся имя в веках

    29.06.2022
  • Опасная футурология

    08.06.2022
  • Мой деревянный район

    01.06.2022
  • Чёткий

    91 голосов
  • Два Третьякова

    54 голосов
  • Право слова

    39 голосов
  • Человек-зигзаг

    37 голосов
  • Территория Прокопенко

    32 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS