Музыкальный сезон в Екатеринбурге открыл VIII Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. Только в Большом зале Свердловской филармонии раз в два года и нигде больше на земле можно услышать Шопена в исполнении Веры Августовны. Запись её первого после лагеря концерта в Уральской консерватории. Огромное спасибо умельцам, восстановившим эту историческую запись. Наина Иосифовна Ельцина, друг конкурса, в приветствии справедливо написала: «Такие люди украшают нашу землю. Огромный талант, безупречная порядочность, невероятной силы характер, воля к жизни и беспримерная верность искусству, музыке!» Как бы хотелось, чтобы молодые талантливые музыканты поняли это. Надеюсь на лучшее!
Мастерство слушателям и жюри являли в этот раз 26 пианистов: 8 в юношеской номинации и 18 в основной. Жюри возглавил известный пианист, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Российской академии музыки им. Гнесиных Владимир Тропп. Судейские тяготы разделили с ним талантливые музыканты, лауреаты престижнейших конкурсов и активно концертирующие пианисты Велько Глодич (Хорватия), Мирослав Култышев, Михаил Турпанов и Сергей Арцибашев. У каждого из них ещё и педагогическая практика.
По традиции на открытии конкурса в первом отделении играли члены жюри, а с Уральским академическим филармоническим оркестром Концерт № 4 Рахманинова исполнил лауреат I премии в юношеской номинации предшествующего конкурса Александр Ключко. Дирижировал заслуженный артист РФ Алексей Доркин.
Конкурс, конечно, чем-то напоминает экзамен, но организаторы всячески отвергают эту мысль. И приветствуют всякие неожиданности в пределах приличия, поощряют исполнительскую дерзость, смелые авторские интерпретации. Рады и композиторским опытам конкурсантов, но и на критику не скупятся. На конкурсе можно поспорить с жюри, обнародовать своё мнение – и никого это не огорчит. Напротив – порадует! Всё это создаёт дружескую и по-настоящему творческую атмосферу. Конкурс ею очень дорожит!
Что стремились оценить члены жюри и многочисленные свидетели прослушиваний? Думаю, музыкальность. Когда с первыми звуками замираешь и боишься шелохнуться в течение всего сочинения. Нет этих ощущений – напрасно потерянное время. По моим наблюдениям, особенно не везёт Баху. Играют все, а слушать можно нескольких. Приятным сюрпризом на конкурсе был Бах в исполнении совсем юного Даниила Богдановского из консерватории Корто (Париж) и Кирилла Прокопова – светлый, слегка наивный и трогательный. Редкий музыкальный вкус, удачная работа не только рук, но и головы. Кирилл Прокопов вообще на протяжении двух туров приятно удивлял изысканностью, точностью и обаянием своих интерпретаций. Покушался, и вполне справедливо, на первое место. Подвёл третий тур – нет должного опыта игры с оркестром. Кирилл занял второе место на конкурсе.
На протяжении почти трёх недель много было приятных мгновений и самых разнообразных прогнозов. Какие-то сбылись, а какие-то, к сожалению, не состоялись. Я с удовольствием слушал Листа, Шопена, Чайковского в вариантах пианиста Владимира Кузина – очень ярких, эмоциональных, захватывающих. Но Володя упустил первый тур и не смог рассчитывать на третий. Подобных ситуаций было немало!
Общий исполнительский уровень на конкурсе был высоким. Жюри ворчало на необходимость иметь дело с цифрами в оценках. Но иначе застряли бы в дискуссиях.
В итоге отмечены самые достойные пианисты: Матвей Шумков и Евгений Ивашко (I премия), Арсений Мерзлов и Кирилл Прокопов (II премия), Наталья Осинцева и Ольга Лазуренко (III премия).
Посмотрим, чем им помогут уроки конкурса и, главное, Веры Лотар-Шевченко!