В рамках выставки «Россия» на ВДНХ прошел литературный фестиваль «Самая читающая». С 8 по 10 марта зрители наблюдали за литературными дискуссиями, посещали поэтические чтения и детские мастер-классы. В рамках фестиваля состоялась книжная ярмарка, в которой в том числе приняли участие «Альпина. Проза», «Абрикобукс» и «Редакция Елены Шубиной».
На фоне таких масштабных книжных событий, как, например, «Красная площадь» и ММКЯ, фестиваль «Самая читающая» отличался камерностью.
Можно сказать, что организаторы сделали упор не на литературу как таковую, а на художественный текст во всем многообразии его жизни за пределами печатного листа. Например, фрагменты романа «Опосредовано» Алексея Сальникова зазвучали со сцены в театрализованной читке. Еще одним «театральным» мероприятием стал марафон поэтических чтений Марины Брусникиной, в котором приняли участие более 50 студентов театральных вузов. Посетители также могли наблюдать перформанс Александра Пронькина «Цех оживших поэтов».
Однако одной из самых интересных частей программы остались дискуссии о современной литературе.
Так, в обсуждении «Проза молодых» приняли участие Ксения Буржская, Александра Шалашова и Сергей Кубрин. Молодые писатели разошлись во мнениях, можно ли вообще говорить о неких обобщающих чертах. При этом все трое приняли живое участие в обсуждении перспектив развития литературы с помощью искусственному интеллекту.
Следующей темой для дискуссии стало соотношение рассказов и романов на рынке литературы. Ксения Полозова, Анна Чухлебова, Дмитрий Данилов и Кирилл Рябов обсудили собственные читательские предпочтения и симпатии премиальных жюри к разным литературным жанрам. Живой отклик у писателей вызвала тема «возможностей», которыми формы отличаются друг от друга. «Роман и рассказ отличаются вместимостью событий, но не надо ставить ограничений художественной прозе» – заметила Анна Чухлебова – и участники дискуссии с ней согласились. Под конец обсуждения писателей и зрителей порадовали забавным экспериментом с участием все того же ИИ. Чат-боту GPT предложили написать аннотации к книгам присутствующих, исходя из их названия. Так сборник стихов Данилова «Как умирают машинисты метро» превратился в триллер об убийствах в подземке, а «Легкий способ завязать с сатанизмом» Чухлебовой – в нон-фикшн, достойный пера победителя «Битвы экстрасенсов».
Дискуссия «Писать, преподавать» прошла при участии ректора Литературного института имени А.М. Горького Алексея Варламова, креативного директора Дома творчества Переделкино Юлии Вронской, а также писателя и школьного учителя Булата Ханова. Помимо разговоров о способах преподавания и отношении к литературе современных школьников и студентов, не обошлось и без «вечного» вопроса: нужно ли писателю профессиональное образование? Алексей Варламов ответил на него так: «Литературный институт не единственный путь в литературу. Но сам по себе он – бонус, который дает человеку судьба. Благодаря ему студент пять лет находится в литературной среде, где у него есть возможность почувствовать себя своим».
София Шпитонкова