Американцев гнетут мысли о возможном повторении Великой депрессии
, собкор «ЛГ» в США
По природе я не игрок. Поэтому сама себе удивилась, когда, зайдя на днях в супермаркет за продуктами, решила купить лотерейные билеты одной из самых популярных в Америке игр под названием Mega Millions. Автомат заглотнул долларовую купюру, через секунду выплюнул её обратно и сообщил: «Извините, все билеты проданы».
Ну ничего себе, а ведь до начала игры целых три дня! Никогда такого не было! Получается, в разгар экономических неурядиц чуть ли не полстраны в страхе бросилось «улучшать» свои финансовые дела с помощью лотерейных миллионов.
Трудно найти существительное, которое ещё не использовано американской прессой для описания нынешней экономической ситуации. Её уже сотни, тысячи раз называли и кризисом, и рецессией, и спадом, и крахом… Степень глубины тоже определяют по-разному. Кто-то живописует «бездонную пропасть», для других – это «каскад несчастий», для третьих – Армагеддон, библейское представление места последней битвы добра со злом.
Американское общество будоражат мысли о возможном повторении Великой депрессии. Тогда, в 1929–1933 годах, как известно, безработица охватила 25 процентов работающих. Если прибавить членов их семей, то… Сегодняшняя картина тоже серьёзнее некуда: в течение последних четырёх месяцев работу потеряли более двух с половиной миллионов человек, и утверждают, что это только начало.
Президент Барак Обама не устаёт повторять, что бездействие может превратить кризис в катастрофу. Американский обыватель из этого делает вывод: следовательно, требуется действие. Но какое? И бросается искать ответ в тех средствах массовой информации, которым доверяет. А там, надо признать, разноголосица царит основательная.
У аналитиков самого разного толка существуют серьёзные опасения: смогут ли президент и его команда справиться с таким масштабным экономическим кризисом и одновременно, как заявлено, эффективно реорганизовать энергетику, здравоохранение и образование США? Даже самые оптимистично настроенные представители деловых кругов, если выражаться языком социологических исследований, «затрудняются с ответом».
Недавно социологи предложили американцам назвать самого великого, по их мнению, президента США. Предпочтение было отдано Рональду Рейгану. На него ориентировался и Барак Обама во время одного из своих предвыборных интервью: «Рональд Рейган изменил траекторию движения Америки… Рейгану удалось найти принципиально новый путь именно потому, что страна уже была к этому пути готова». Надо полагать, имелось в виду, что такой путь в случае избрания найдёт и он, Обама, и будет так же настойчив и удачлив в осуществлении своих обещаний.
44-й президент Америки, судя по всему, понимает: окно для решительных перемен, которые он обещал народу, распахнуто только на короткое время, а затем может с треском захлопнуться. Поэтому спешит уверить американцев: «Я пришёл сюда не для того, чтобы делать то же самое, что мы делали до сих пор, или двигаться вперёд крохотными шажками». Всего за пару месяцев своего правления президент успел «выбить» из конгресса США 787 миллиардов долларов на реанимацию экономики, объявил о намерении наполовину сократить дефицит федерального бюджета США. Суммы, которыми сразу же стал оперировать Обама, настолько огромны, что комментаторы уже израсходовали годовой запас прилагательных: беспрецедентные, ошеломляющие, сумасшедшие, бешеные, захватывающие дух…
Однако даже те американцы, которые доверяют Обаме, не уверены, что потратить триллионы – это нормальный способ преодоления экономического кризиса.
Думаете, республиканцы, боготворящие Рейгана, узнают его стиль в том, что «творит» Обама? Ничуть не бывало. В стремлении частично урезать щедроты, которыми осыпали богатых американцев Рейган и Буш, Обама собирается ужесточить принцип прогрессивного налогообложения. Согласно этому принципу богатеи страны (ими считаются все, чей годовой совокупный семейный доход превышает 250 тысяч долларов) должны будут отдавать ещё бо,льшую долю своих доходов на налоги, и тогда правительство сможет улучшить жизнь тех, кто небогат.
Некоторые республиканцы от такой идеи пришли в ужас и стали сравнивать американского президента со Сталиным, а в его действиях разглядели угрозу «безудержно распространяющегося социализма». Собственно говоря, подобные обвинения в «коммунистических намерениях» в своё время предъявлялись и Франклину Делано Рузвельту, автору «Нового курса», который вывел Америку из Великой депрессии 30-х годов. Но никакой реальной угрозы коммунизма или социализма тогда, конечно, не было. Нет и сегодня. Да, беспрецедентный объём государственных инвестиций в частную экономику, когда выкупается всё и вся – банки и автомобильные корпорации, компании и частные дома, – даёт основание для произнесения страшного для многих слова «национализация». Но, похоже, в данной ситуации – это вынужденные меры именно по спасению частной собственности. А ссылки демократа Обамы на республиканца Рейгана – для политеса, коль скоро народ числит именно этого политика в героях нации.
Обама пообещал, что бюджет будет рассудительным в отношении вложений, честным в отношении отчётности. Стратегия президента – «необходимые инвестиции, сокращение ненужных расходов и восстановление фискальной дисциплины». Люди надеются, что он видит связь между реформированием энергетики, здравоохранения, образования и восстановлением национальной экономики. Предшественник Обамы, к примеру, предпочитал игнорировать тот факт, что 48 миллионов американцев не имеют страховки, а заоблачная стоимость медобслуживания напрямую угрожает будущему нации.
Консервативные СМИ возмущаются: Обама зашёл слишком далеко, предлагая народу в ближайшем будущем скромную государственную медицину взамен той, что есть сегодня, когда можно выбирать между различными частными страховыми программами. Обама обещает добиться всеобщего страхования с помощью сочетания государственных и частных страховых программ, чтобы медицина стала по карману всем.
Список его предшественников, которые хотели того же, весьма внушителен. Рузвельт, Трумэн, Кеннеди, Джонсон, Клинтон – все пробовали, и все – безуспешно. Теперь настала очередь Барака Обамы. Он заявляет: «Реформа здравоохранения не может ждать, не должна ждать и не будет ждать следующего года». Правда, эксперты пессимистичны по поводу его шансов на успех. Обама вроде бы отступать не намерен. Что ж, подождём.