Перейти к содержанию
  Среда 04 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    24 февраля 2021 г.
Искусство

Предметы искусства – товар специфический

Что произошло с русским арт-рынком?
Воронин Александр Воронин Александр — 24 февраля 2021
Продажа произведений искусства – дело чрезвычайно серьёзное

Рынок русского искусства сегодня достиг дна. Разработка и утверждение стратегии восстановления места русского искусства в России и в мире, предполагающей совершенствование законодательной базы и возрождение программы госзакупок произведений искусства, станут гарантом устойчивости и долгосрочности изменившегося вектора развития.

10 августа 2020 года на 342-е торги электронной площадки ARTinvestment. RU была выставлена работа художника Юрия Жарких «Женский портрет». Как эта работа попала на торги и почему, несмотря на письменное требование художника и его дочери как доверенного лица к устроителям аукциона, не была снята с распродажи – отдельная история. На момент закрытия торговой сессии (14 августа) результат составил 65 000 руб., с комиссией аукционного дома – это примерно 900 евро, то есть цена принта с работы современного европейского художника.

Художник Юрий Жарких (1938) – один из наиболее ярких и заметных представителей нонконформизма, лидеров советского андеграунда. Вместе с О. Рабиным и Е. Рухиным в 1974-м занимался организацией «Бульдозерной выставки» в Москве, с А. Арефьевым и В. Овчинниковым – легендарных вернисажей ленинградского неофициального искусства в ДК Газа в 1974-м и в ДК «Невский» в 1975-м. Был лишён советского гражданства, в 1977 году эмигрировал в Германию, год спустя получил политическое убежище во Франции, где живёт и работает до сих пор. Участник более чем 150 выставок, в том числе персональных во Франции, в Германии, Англии, Австрии, Бельгии, Италии, Монако, Швейцарии, США, Японии, а также России. Работы Юрия Жарких находятся в собраниях Государственного Русского музея (СПб), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Московского музея современного искусства, Центра Жоржа Помпиду (Париж), Музея современного искусства (Париж) и других государственных и частных коллекций. В общем, художник всемирно известный, как говорят, первого ряда.

То, что произошло на аукционе, к сожалению, явление в последние годы массовое, типичное для рынка отечественной школы изобразительного искусства в целом. Сегодня русский арт-рынок как таковой отсутствует. Он рухнул, причём не только за рубежом, но и у нас в стране. Существует достаточно распространённое мнение, согласно которому крах рынка русского искусства сопровождается аналогичной ситуацией с мировым рынком искусства. Между тем анализ показывает, что это не так. Согласно отчёту The Art Market 2020 от Art Basel & UBS, после сокращения объёма продаж в 2008—2009 годах мировой рынок искусства показал серьёзный, более чем 60-процентный рост: с $39,5 млрд в 2009-м до $64,1 млрд в 2019 году.

Что же произошло в России?

После мирового финансового кризиса 2008 года рынок русских культурных ценностей заметно просел. Многие крупные игроки: галереи и аукционные дома – не захотели участвовать в продаже предметов искусства по ценам, существенно отличающимся от цен середины нулевых годов, и взяли паузу, прекратив продажи. В деле остались лишь те, кто придерживается принципа: «Вещь стоит столько, сколько за неё дают здесь и сейчас». Сложившаяся в России ситуация недолго оставалась тайной для зарубежных коллекционеров и инвесторов, это привело к потере интереса к русскому искусству и формированию устойчивого мнения об экономической нецелесообразности приобретать подобные активы. А нынешнее состояние данного сегмента можно охарактеризовать как вплотную приблизившееся к точке невозврата. Риск утратить созданное за десятилетия художественное наследие вполне реален. Полное отсутствие финансовой поддержки вынуждает художников и их наследников освобождать мастерские и другие места хранения произведений искусства, их работы в прямом смысле слова оказываются на помойках.

Анализ причин, по которым рынок русского искусства с 2009 года выпал из фарватера общемирового и продолжил падение, – предмет отдельного исследования. Выводы из которого должны не позволить впоследствии наступить на те же грабли. Однако сегодня гораздо важнее найти ответ на вопрос: «Что делать?»

Восстановление рынка русского искусства – непростая задача. Её решение предполагает объединение усилий всех заинтересованных в положительном результате игроков: художников, галеристов, организаторов проведения аукционных продаж, музейных сотрудников, работников высшей школы по подготовке специалистов данной сферы, коллекционеров, инвесторов в отечественное искусство и, безусловно, государства, которому в данном вопросе отводится ключевая роль. Настал момент, когда без разработки и принятия специальной стратегии не обойтись. Но ведь подготовить её – дело не одного дня. Между тем определённые действия возможно и необходимо предпринять уже сегодня.

Задачей первостепенной важности представляется выработка/уточнение методики определения стоимости произведений искусства. Произведения искусства – товар специфический, не биржевой (хотя та же нефть торгуется по-разному в зависимости от сорта и торговой площадки), это не бытовая техника японского бренда или парфюм известного парижского дома. Продажа предметов данного сегмента предполагает серьёзную аналитическую работу по оценке предмета с аргументацией того, сколько именно этот предмет должен стоить сегодня на рынке. Подготовка или уточнение и утверждение методики – тоже задача государства.

Приняв на законодательном уровне документ, позволяющий оценивать предметы искусства, можно перейти к следующему этапу – финансированию закупочной деятельности федеральных и региональных художественных музеев по статье «Приобретение предметов русского/советского/русского современного искусства», сделав эту статью бюджета защищённой и обязательной к исполнению, а её результаты в виде закупки конкретных работ – общедоступными на специально созданном для этого интернет-ресурсе. Тем самым будет создана новая информационная база, служащая индикатором для всего российского арт-рынка. Если процесс закупочной деятельности примет регулярный характер и рынок поверит в то, что это долгосрочная тенденция, тренд на русское искусство изменится на восходящий. А это привлечёт новых коллекционеров и инвесторов. Как только до них дойдет позитивная информация о результатах закупочной деятельности, на каждый рубль из государственного бюджета придётся несколько рублей частных, не выведенных из оборота в результате, скажем, конвертации и замороженных без движения, а запущенных в дело поддержки сферы искусства. Другими словами, будет дан старт программе инвестиций в русское искусство.

Осуществляемая сегодня единовременная поддержка работников сферы искусств – безусловно, необходимая мера, в ряде случаев нацеленная на физическое выживание этих людей и членов их семей. Но если запустить программу инвестиций в русское искусство, дальнейшее содержание сотен тысяч граждан Российской Федерации – художников и членов их семей, наследников художников, а также выпускников вузов по специальности «Изобразительное искусство» – ляжет в том числе на плечи ценителей искусства и инвесторов. А самое главное – удастся сохранить созданное на протяжении многих десятилетий художественное наследие и вернуть ему статус не только исключительно семейной ценности.

Восстановление интереса к русскому искусству в России со временем приведёт к его восстановлению и за её пределами. С учётом его нынешнего катастрофического состояния – это задача, к решению которой необходимо приступить немедленно.

Александр Воронин
255

Александр Воронин

доктор экономических наук, коллекционер, почётн...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век Памятник
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты