Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 марта 2021 г.
Искусство

Предвидение хореографа Громова

Не всякому заведующему кафедрой бюст открывают

10 марта 2021
Юрия Громова не зря называли хореографом-озорником. Он умел заставить зал смеяться...

60-летие кафедры хореографического искусства Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов и установление памятного бюста её создателю Юрию Иосифовичу Громову (19332010 г.), народному артисту России, – событие знаменательное.
В нём прослеживается перспектива развития самого массового, демократического направления искусства – народного художественного творчества.

Кафедра Ю.И. Громова одна из первых в стране вслед за ГИТИСом и Московским институтом культуры в 60-х годах прошлого века дала импульс ускорения вузовского хореографического образования. Вслед за кафедрой Ю.И. Громова открылось в стране 34 вуза с направлением подготовки специалистов-хореографов.

Творческое долголетие, заложенное Громовым в своё детище – кафедру, кроется в способности мастера к неустанному саморазвитию, эксперименту. И что особо примечательно, способности прогнозировать будущее в судьбах хореографии и её возможный вектор развития отечественного танца в разных его направлениях.

Ю.И. Громов – коренной ленинградец, как говорится, с балетными генами (мать – балерина, в дальнейшем известный педагог классического танца), получил знания, выучку в Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. Он прошёл блистательную школу великих учителей танца А.Я. Вагановой, Ф.В. Лопухова, а также В.И. Пономарёва, И.Д. Бельского, Н.И. Ивановского, Б.А. Фенстера, И.Э. Коха. Это было невозможно без неустанного самосовершенствования во всём, и Ю.И. Громов до конца оставался верным этому принципу. Он положил его в основу руководства кафедрой и воспитания своих учеников.

Стратегической составляющей кафедры хореографического искусства остаётся сохранение, укрепление и развитие отечественной школы балета – одной из лучших в мире. Она основа всего – классики, академических форм характерного танца, народно-сценического, бального и др. Это подтвердил опыт мирового хореографического искусства XX столетия.

Всякое «выхолащивание» сути искусства превращает его в бездушную систему брутальной гимнастики, лишённой даже намёка на образность.

Одна из причин долголетия и стабильного развития кафедры под руководством Ю. Громова кроется в выработке на протяжении десятилетий оптимальной стратегии подготовки кадров в сфере народного хореографического творчества (балетмейстеров-педагогов студий, клубов, театров танца, ансамблей всех основных направлений от классики, народно-сценического танца до современного спортивно-бального, джаз-танца, эстрадного танца). При всех катаклизмах общественного развития народное творчество остаётся хранилищем творческой, созидательной энергии народа, неисчерпаемым источником развития профессионального искусства, открытия новых талантов из самых широких слоёв россиян. Потребность в художественном воспитании детей, юношества, самовоспитании взрослых относится к устойчивому элементу российской культуры, служит причиной её воспроизводства в любых неблагоприятных социальных условиях. Как сказал один мудрый человек, наука совершенствует человеческий разум, а искусство – душу.

На кафедре танцевальное искусство не коснулось никаких «изысков» безобразного на сцене, наводнившего различные подмостки, особенно в 1990-е годы. Громов искал и открывал пласты народной танцевальной культуры, давал им сценическое претворение, огранивал, как искусный ювелир, инструментом классической школы танца.

На первых этапах становления кафедры внимание было приковано к народно-характерному танцу. Это отражало тенденции основных балетных сцен России. Достаточно вспомнить, какую важную роль играли народно-характерные танцы в балетах Р. Захарова, В. Вайнонена, П. Гусева, В. Чабукиани, Ю. Григоровича. Сцены из балетов «Пламя Парижа», «Гаянэ» включались в учебный и концертный репертуар студентов кафедры Ю.И. Громова. Кроме того, здесь была создана целая сюита русских народных танцев, которые впоследствии составили на кафедре своеобразный «Театр танцев народов мира». Юрий Иосифович ответил на зов времени, отражённый когда-то в известном высказывании балетоведа, автора либретто многих современных балетов Ю. Слонимского: «Перед нами стоит задача овладеть фольклором всех народов мира». Стремление Громова перекликалось с поисками Игоря Моисеева.

На протяжении всего развития кафедры, её творческого метода, формировалась Громовым команда единомышленников. Они собирались десятилетиями из числа самых одарённых, лучших в своём деле – и в Театре оперы и балета С.М. Кирова (ныне Мариинский), и на сцене Малого театра оперы и балета им. М.П. Мусоргского (ныне Михайловский), и в Государственном театре им. Л. Якобсона, а также среди мастеров народного танца и бальной хореографии. В разные годы с кафедрой сотрудничали такие выдающиеся мастера хореографии, как народные артисты СССР Н. Дудинская, Н. Долгушин, заслуженные артисты С. Фадеева, легендарный А. Сапогов, историк балета с мировым именем В. Красовская. В настоящее время с кафедрой сотрудничают народные артисты СССР, лауреаты государственных премий Г. Комлева, О. Виноградов (художественный руководитель кафедры) и многие другие представители разных направлений хореографического искусства и спортивно-бального танца.

Важным предвидением Ю. Громова было стремление к созданию театра танца. Это позволило создать учебный и концертный репертуар кафедры широкого диапазона: от одноактных балетов («Копелия» Л. Делиба; «Свадебный кортеж» Д. Шостаковича, хореография Л. Якобсона; фрагменты из балета «Пламя Парижа» Б. Асафьева, «Гаянэ» А. Хачатуряна) до блистательных танцевальных номеров («Цыганский танец» Я. Табачника; «Испанское каприччио» Н. Римского-Корсакова, поставленное А. Сапоговым, русские танцы, танцы народов России и мира).  

Другое важное предвидение Громова, которое получает развитие в деятельности кафедры, – это опыты в области современной хореографии, которые демонстрируют сочетание стилистики разных направлений танцевального искусства. В настоящее время крупнейшие российские, европейские, американские хореографические труппы практикуют сочетание разных стилевых ипостасей танца (М. Бежар, Дж. Ноймайер, И. Киллиан, П. Лакотт, Б. Эйфман и др.).

Интерес кафедры к анализу традиций и новаций текущих практик хореографического искусства проявляется в создании научно-методических трудов («Основы подготовки специалистов-хореографов» – монографии выдающихся мастеров танца XX века), ежегодной Межвузовской научно-практической конференции «Танец в диалоге культур и традиций». Важной заботой кафедры является подготовка педагогической смены, которая осуществляется через аспирантуру и магистратуру.

Для кафедры, созданной Ю.И. Громовым, танец – источник и носитель текстов художественной гуманистической культуры, образ человеческой гармонии и красоты. Пушкинская формула самобытности русской хореографии – «душой исполненный полёт» – является проявлением исполнения красоты и мечты об идеальном человеке, совершенном телом и душой.


ФОТОФАКТ

balet450x300.jpg

Премьеру Московского областного государственного академического театра «Русский балет», заслуженному артисту России Дмитрию Котермину за достижения и вклад в развитие исполнительского мастерства присуждён главный профессиональный балетный приз России – «Душа танца» в номинации «Звезда балета».

Приз учреждён журналом «Балет» совместно с Министерством культуры РФ в 1994 году и присуждается каждый год мастерам хореографии, балетмейстерам, композиторам, дирижёрам, художникам, педагогам, а также журналистам, освещающим достижения в искусстве танца. В «Русском балете» Дмитрий Котермин уже шестнадцатый год. Его хорошо знают и любят не только в Москве и Подмосковье, его выступлениям горячо аплодируют в театрах российских регионов и за рубежом.

Природа одарила его ярким лирико-романтическим дарованием. Котермин блестяще исполняет ведущие партии в классических балетах «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Золушка», «Дон Кихот», «Семь красавиц», «Жизель», «Бахчисарайский фонтан», в современных балетах – например, в авторской постанове Вячеслава Гордеева «Последнее танго» на музыку Астора Пьяццоллы.


Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Дженни Катышева

заслуженный деятель искусств России, доктор иск... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS