Зигзаги. – М.: АСТ: Зебра Е, 2008. – 394 с. – (Актёрская книга).
Автор «Зигзагов» заблаговременно предупреждает читателя, что, взявшись за перо, занялся не своим делом. Говорить ему гораздо привычнее, чем писать. Но не писать, по всей видимости, он просто не мог. Не ради умножения собственной славы, ибо к ней никогда особо не стремился. То обстоятельство, что голос его продвинутому слушателю известен гораздо лучше, чем лицо – продвинутому зрителю, его вполне устраивает. Два примера в качестве доказательства. Специально для тех, кому словосочетание «Рогволд Суховерко» ничего не говорит. Великий Гэндальф и Рубеус Хагрид. Пояснения нужны? Думаю, вряд ли.
Так вот, единственная задача, которую Рогволд Васильевич сам себе ставил, вычерчивая на бумаге свои зигзаги, – это удержаться в плоскости здравого смысла. Но так уж, вероятно, устроен автор, что существовать в плоскости ему абсолютно не нравится. Ему гораздо интереснее балансировать на той тонкой грани, которая отделяет здравый смысл от безумия. И, надо сказать, у него это получается блестяще.
Но что стоит за этим виртуозным эквилибром? Желание рассказать нечто неизвестное о легендарном «Современнике»? Вспомнить бесшабашную молодость и друзей, среди которых «иных уж нет, а те далече»? Воздать должное учителям, благодаря или вопреки стараниям которых Рогволд Суховерко стал именно тем, кем стал? Воскресить для новых поколений «преданья старины глубокой» – славные, милые, а главное – остроумные, актёрские байки? В книге есть и то, и другое, и третье, и даже сто двадцать пятое. Но у автора ответа на этот вопрос вы не найдёте. И не надейтесь. Поскольку мемуарами он свои писания называть категорически отказывается и правильно делает, ибо настоящий мемуарист ни при каких обстоятельствах не станет иронизировать над самим собой, а он в основном этим и занимается.
Читатель, дотошный и педантичный, вероятно, уже решил, что и автор рецензии вздумал уйти от ответа на главный вопрос, ради которого он, читатель, и тратит своё драгоценное время на чтение рецензий – нужно ли ему брать в руки эту книгу. Соблазн, признаюсь, велик, но чувство долга – выше. Итак, уважаемый читатель! Вы можете не любить театр «Современник», ни в грош не ставить актёрские байки и понятия не иметь о людях, которым столько тёплых слов посвятил автор. Но… Если вы не знаете, чем Боли’вар отличается от боливaра, что нужно сделать с туфлями – одеть или надеть и как правильно произнести простую фразу «мы погрузимся на глубину около 6875 метров», – не поленитесь посвятить «Зигзагам» энное количество времени. Как оказались все эти ценные сведения в актёрской книге? А вот прочтёте, тогда и узнаете.