Перемены бывают разные. Одни можно скрыть от посторонних глаз, и их мало кто замечает. Другие при всём желании скрыть никак нельзя, они на виду у каждого. К числу последних относятся, например, перемены, происходящие в облике Москвы. Не заметить их просто невозможно, как невозможно, положа руку на сердце, не признать: Москва в последние годы удивительно похорошела. Она быстро обновляется, на глазах превращаясь в современный, комфортный мегаполис и в то же время бережно сохраняя присущие ей исторические черты.
Никакого волшебства во всём этом, конечно, нет. Преображение древней столицы – это заслуга городского стройкомплекса, результат колоссального, напряжённого труда его коллектива.
Очень сложным и насыщенным оказался для московских строителей минувший год. Несмотря на целый ряд объективных и субъективных трудностей, им удалось полностью выполнить годовую программу строительства жилья и всей необходимой социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Город отказался от так называемого точечного строительства и взял курс на комплексное освоение территорий. Правительством Москвы принят Градостроительный кодекс столицы, практически завершена актуализация Генерального плана развития города на срок до 2025 года. Эти фундаментальные документы отныне определяют градостроительную политику столицы на многие годы вперёд.
В течение года были значительно увеличены объёмы строительства жилья для очередников, молодых семей, участников программы социальной ипотеки, жителей сносимых ветхих домов. Если в 2006 году из 5 млн. кв. метров построенного в Москве жилья доля социального составляла около трети, то в 2007-м – уже половину общего объёма жилищного строительства. Ещё четыре с лишним тысячи квартир сданы военнослужащим Российской армии.
Московскому правительству и стройкомплексу практически удалось решить сложнейшую и крайне запутанную проблему обманутых дольщиков. Большая часть домов для них уже возведена. В минувшем году были построены крупные учебный и медицинский корпуса МГУ. Выполняя программу, намеченную мэром Москвы Ю. Лужковым, строители, как и годом раньше, ввели в эксплуатацию 100 детских садов. И такие темпы сооружения новых дошкольных образовательных учреждений сохранятся до тех пор, пока не будет полностью снята проблема нехватки мест в детских садах.
Завершена реконструкция настоящей жемчужины нашей древней столицы – Музея-заповедника «Царицыно». И это только первый шаг в масштабной программе восстановления утраченного наследия, возвращения городу его былых красот. Вслед за Царицыном уже реконструируется парковый ансамбль Коломенское. Практически из руин возрождаются дворцы и усадьбы «Архангельское», «Останкино», «Кусково», «Кузьминки». Идут работы по реставрации Марфо-Мариинской обители, которые намечено завершить к Дню города, в сентябре нынешнего года. Правительством Москвы принято постановление о поэтапной реконструкции ещё одного дворцово-паркового ансамбля – «Лефортово».
Особое внимание власти столицы уделяют решению весьма острых транспортных проблем. Полным ходом идёт реализация проекта «Большая Ленинградка» – реконструкция главной радиальной трассы столицы. В конце года там был открыт тоннель на Соколе, и водители сразу ощутили хоть и небольшое ещё, но реальное улучшение ситуации. А в 2009 году, когда будет завершена реконструкция всей трассы от МКАД до Манежной площади, эта ситуация изменится кардинальным образом. Практически закончена прокладка ещё одной радиальной магистрали – Звенигородского проспекта, начаты работы на Четвёртом транспортном кольце.
Сейчас планируются структурные изменения во всей транспортной сети столицы. Одна за другой строятся перехватывающие парковки, развивается общественный транспорт, убираются на стоянки неправильно припаркованные вдоль улиц автомобили. В планах столичных властей – ввод в эксплуатацию путепровода через железнодорожные пути Павелецкого направления МЖД в Электролитном проезде. Продолжатся работы по реконструкции Варшавского шоссе, строительство транспортных развязок на Пятницком шоссе, пешеходных переходов на Дмитровском и Варшавском шоссе, в Марьинском парке, на Севастопольском проспекте. Реконструируются Крестовский путепровод, Дмитровское шоссе на участке от Малого кольца Московской железной дороги до Коровинского шоссе. Архитекторам поручено начать проектирование новых радиальных магистралей дублёра Кутузовского проспекта и по трассе Октябрьской железной дороги, а также дорожной сети в районе ММДЦ «Москва-сити».
Накопив за последние годы огромный, поистине бесценный опыт, столичные строители намерены и впредь не снижать темпов своей работы. Иногда из уст недостаточно компетентных людей приходится слышать призывы прекратить всякое строительство в городе. Отвергая призывы такого рода, главный строитель Москвы В. Ресин заявил недавно: «Москва строит и будет строить много – это непреложный факт. В мегаполисе, который растёт, развивается, бурлит, иначе невозможно. Стройкомплекс с пониманием относится к критике по поводу того, что какие-то объекты строятся «не так, как надо». Никому не запрещено иметь своё мнение, а профессиональные дискуссии идут только на пользу делу. Но прекращение всякого строительства стало бы полной катастрофой. Мы живём в условиях рынка, где недвижимость – это товар. Представьте себе, как могут взлететь цены на квартиры, если мы сократим объёмы строительства жилья и предложение на рынке новостроек резко сократится! Подобный безответственный сценарий никто не допустит».
Сейчас в Москве действует Среднесрочная программа строительства социального жилья. В период 2007–2010 гг. около 10 млн. кв. метров, то есть, как и было запланировано столичными властями, половина всех строящихся квартир, пойдёт на выполнение общегородских социальных программ. В результате собственными квартирами будут обеспечены 100 тысяч семей очередников, более 3 тысяч молодых и около 400 многодетных семей. А самое главное – максимальный срок ожидания в очереди на квартиры сократится вдвое, до 10 лет.
Целый комплекс мероприятий правительство города предпринимает для того, чтобы решить ещё одну крайне острую и важную для людей проблему – доступность жилья. Поставленная президентом страны задача обрела форму национального проекта «Доступное жильё – гражданам России».
Нужно подчеркнуть, что за реализацию этого проекта столица взялась, накопив изрядный опыт. Главное, что удалось достичь в Москве, – существенно увеличить долю социального жилья в общем объёме строительства. Жильё было и остаётся ключевым приоритетом в градостроительной политике Москвы.
Если в 2006 году такого жилья было построено 1,87 млн. кв. м (около 30%) – и это был самый большой объём за всю историю работы московского стройкомплекса, – то в 2007 году доля социального жилья увеличилась сразу до 40%. Мэр города поставил перед стройкомплексом задачу в ближайшие четыре года сдать 20 млн. кв. метров жилья, то есть ежегодные объёмы строительства будут на уровне 5 млн. кв. метров в год. И при этом почти половина объёма строительства предназначается для социальных нужд – в соответствии с задачей, сформулированной мэром Москвы, город выходит на такие показатели, когда около 50% строящихся домов передаётся под социальные нужды.
Как сообщил В. Ресин, «предусмотрены разные схемы его приобретения для различных категорий льготников. Если это очередники, то жильё приобретается с помощью субсидий или по себестоимости. Как и во всём мире, для остальных главным механизмом покупки жилья становится ипотека. Городским властям удалось добиться того, что процентная ставка по социальной ипотеке с начала 2008 года снизится до 6–7%, то есть будет ниже инфляции. При этом жильё в рамках программы социальной ипотеки будет продаваться практически по себестоимости, а не по рыночным ценам».
В кратчайший по меркам истории срок облик Москвы радикально изменился и продолжает быстро меняться. Уходят в прошлое прежние однообразие и серость зданий, плохое освещение улиц, убогость торговли и сервиса. С каждым годом всё яснее вырисовываются черты мегаполиса XXI века – города, в котором целенаправленно формируется качественно новая среда обитания, создаются комфортные условия для жизни людей. Начавшийся год, несомненно, принесёт новые успехи на этом пути.