В канун празднования Дня народного единства федеральный проект «Театральная Россия» при поддержке Российского военно-исторического общества начал показ киноверсии спектакля «Смута. 1609–1611 гг.» в постановке Государственного академического Малого театра. Её продемонстрируют на
1000 экранах – не только в России, но и в Абхазии, Азербайджане, Казахстане, Армении, Белоруссии, а также в Германии и Польше. В Москве премьера состоялась 4 ноября в кинотеатре «Иллюзион» – благодаря спецпроекту «Театральная палитра» премьеру зрители увидели бесплатно.
Важнейший государственный праздник России День народного единства с каждым годом ощущается как всё более естественный и необходимый. Новейшая история постоянно подбрасывает примеры смут и распрей, разноцветных революций и государственных переворотов, которые погружают страны в хаос. Это коснулось и России, с огромным трудом удалось отвести опасность смуты от нашей страны, но она не миновала некоторые страны ближнего зарубежья, до сих пор тревожная обстановка в государствах арабского мира, волны стихийных и инспирированных выступлений опрокидывают правительства стран Латинской Америки, неспокойно и во многих странах даже некогда стабильной Европы. Настоящую ценность народного единства люди осознают, только когда оно утрачивается и страны погружаются в социальный или национальный раздрай. Именно для того, чтобы не забывать свой трагический опыт, и отмечаются дата преодоления Смуты и праздник Народного единства.
К сожалению, романы и пьесы о Смуте великих писателей прошлого сейчас молодёжью воспринимаются большей частью как «дела давно минувших дней», музейные реликвии, а художественных произведений на эту тему в наше время, когда начал отмечаться праздник Народного единства, создано совсем немного. Тем ценнее то, что сделано, и надо добиваться, чтобы со значительными и талантливыми работами о событиях в России конца ХVI – начала ХVII века могло познакомиться наибольшее количество зрителей, и особенно молодых граждан нашей страны.
«Литературная газета» писала и о романе «Стена», и о его сценическом и кинематографическом воплощениях. В 2012 году писатель Виктор Ерофеев отмечал: «Владимир Мединский написал книгу в лучших традициях исторического романа авантюрного жанра», а режиссёр Павел Карташев, откликаясь на прошлогоднюю премьеру спектакля Малого театра по мотивам «Стены», писал: «Грандиозна сценография постановки. Соединение художественного решения пространства, выполненного в традициях монументальных исторических полотен Малого театра с современными технологиями в области видео-арта, создают основу глубокого, многопланового образа спектакля». В этом убеждаешься и когда смотришь киноверсию спектакля «Смута. 1609–1611 гг.».
Обычно при киносъёмке драматического действия, происходящего на сцене театра, многое, начиная с неповторимой атмосферы, объединяющей зрителей и артистов, пропадает. Действительно так, дыхание зала на экране передать трудно, но киноверсия дарит привилегию крупного плана. Кинозритель видит то, что недоступно даже сидящим в первом ряду партера: лица актёров, глаза, слёзы на них, рождение улыбки, то есть не только движения декораций и персонажей, но и возможность заглянуть им в душу.
Народному артисту России режиссёру Владимиру Бейлису, поставившему спектакль, и артистам, в нём участвующим (их более сорока), удалось не только перенести эпическую линию романа «Стена», но и соединить её с лирической и, так сказать, нанизать на детективно-приключенческий стержень. В спектакле под гениальную музыку Георгия Свиридова звучала и в киноверсии звучит остро злободневная тема наших взаимоотношений с Западом, который не может или не хочет понять Россию. Квинтэссенцию вражды воплощает утончённо-жестокий, любящий собак, но коварно убивающий людей польско-шведский король Сигизмунд III. Его блестяще играет народный артист России Валерий Бабятинский (театралы никогда не забудут его Дориана Грея в замечательном телеспектакле по роману Оскара Уайльда 1968 года). Сигизмунд полагается на численный перевес его армии, в которой служит много наёмников, и на его агентов в Смоленске. Их с королём объединяет гордыня и жажда обогащения, предателям шкурные интересы дороже национальных. Устоять от соблазна перейти на сторону врага во время смуты трудно. Когда Москва Семибоярщиной была отдана полякам, когда все тогдашние «олигархи», по сути, продали страну, у многих опустились руки, и устоять было трудно. Но воеводе Михаилу Шеину (его убедительно и страстно сыграл народный артист России Валерий Афанасьев) удалось победить измену, а владыке Сергию (народный артист России Александр Ермаков) – укрепить дух смолян, и они держались, несмотря на то что число защитников всё уменьшалось и уменьшалось.
Без поддержки и помощи остальной России, без притока свежих сил Смоленск не мог отбиваться долго, но последние защитники не отреклись от своей веры и не сдались на милость победителя, а взорвали себя и ворвавшихся интервентов в кремлёвском храме, под которым находился пороховой склад. Как отметил Павел Карташев в своей статье «Смоленская твердыня», вместо долгожданного триумфа Сигизмунд приходит к экзистенциальному краху: «Да, русские взорвали храм вместе с поляками, но горний храм, парящий в пространстве в финале во время сцены венчания выживших влюблённых, снова «обретёт плоть» в камне и будет хранить Русь, посылая нам живой сигнал из прошлого – через настоящее – в будущее». А в сокровищах, доставшихся Сигизмунду, не было того, чего он так жаждал, – золота. Не золото было спрятано в сокровищнице Смоленского кремля, а документы, книги и летописи – русские святыни хранили защитники Смоленска.
При переносе на сцену и тем более на экран такого многослойного исторического полотна, как «Стена», неминуемо многое теряется и даже искажается, отметим что в спектакле и особенно в его киноверсии создателям удалось сохранить авторский посыл и правильно расставить акценты.
От других пьес на тему русской катастрофы на сломе ХVI–ХVII веков, в частности великой трилогии Алексея К. Толстого, «Смуту» отличает наличие мощной романтической составляющей, которая «оживляет и утепляет» историческое действо драмы. В начале её намечается любовный многоугольник: отважный Григорий Колдырев (заслуженный артист России Алексей Фаддеев) добивается руки племянницы воеводы Шеина деятельной Катерины (Лидия Милюзина), но на неё претендует и коварный помощник воеводы Дедюшин (Александр Волков), которого в свою очередь не без взаимности любит вдова Варвара (Ольга Абрамова). Все отношения разрушает предательство, Катерина гибнет от руки жениха – польского агента.
Владыка Сергий (Александр Ермаков) и воевода Шеин (Валерий Афанасьев)
Интересный образ немца Фрица, перешедшего на сторону смолян, создал Олег Доброван, его обаятельный герой уцелел, в финале киноспектакля он покрестился и венчался с прелестной Наташей (Аполлинария Муравьёва), и с другими уцелевшими защитниками Смоленска они оправились на Волгу, в Нижний Новгород, где собирали народное ополчение Минин и Пожарский. Им удалось объединить всех, кто не хотел польского владычества на Руси. В трагедии упорно защищавшегося Смоленска заложены непобедимые зёрна сопротивления, они вырастут в мощную освободительную силу, которая прогонит интервентов из Москвы, потом из Смоленска, а потом и с территории всей России.
«Книга Владимира Мединского рассчитана на двойной читательский интерес. Детектив приковывает к себе хитросплетением острой интриги. Историческая точность вызывает желание узнать больше о тех смутных, но ярких временах, о его героях эллинского масштаба». Уверен, что эти слова Виктора Ерофеева относятся и к киноверсии спектакля «Смута. 1609–1611 гг.». Она получилась даже концентрированнее спектакля, сюжет – выпуклее и держит в напряжении до самого конца.
В регионах её можно будет увидеть не только на культурных площадках, в Омске, Екатеринбурге, Оренбурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Самаре, Перми, Саратове, Самаре, Воронеже, Сочи, Ижевске и Санкт-Петербурге спектакль будет показан в эфире центрального телевидения. А в Тамбовской области киноверсия будет показана в каждой школе.