Журналистика без мистики: 105 рецептов журналистского мастерства. – СПб.: Специальная литература, 2007. – 191 с.
В одной из самых читающих и пишущих стран мира, как ни странно, до сих пор не были чётко сформулированы основы профессии, которая вызывает у людей, не причастных к ней, целую палитру чувств: от ненависти до низкопоклонства.
Первый в России долгожданный учебник журналистского мастерства наконец-то закрыл пустовавшую нишу. Осчастливил и упростил жизнь многих – начинающих журналистов, преподавателей, работников пиар-служб, редакторов, – всех, так или иначе работающих со словом, за исключением, пожалуй, графоманов.
Как написать короткий лид, придумать точный, цепляющий внимание заголовок, не обидеть читателя банальностью или неграмотностью, разбить текст на главки, не перегрузить статью фактами, цифрами и цитатами? Насколько правомерно использовать термины, аббревиатуры, иностранные слова и сленг, какими должны быть «пропорции скелета информационной статьи», в чём главная задача журналиста, готовящего к печати интервью, и насколько необходима прессе социальная цензура, какие мифы и иллюзии преследуют тружеников пера?
Уместить такое количество информации на без малого 200 страницах при необходимой игре шрифтами (текст порой напоминает студенческий конспект) с использованием огромного количества примеров из газет 2004–2007 годов – действительно верх журналистского мастерства. Хотя, как оказалось, диплом у автора не журналиста, а философа. Тем не менее 30 лет работы в газетах, журналах, на радио и телевидении и в том числе в АПН позволили Сергею Владимировичу Ненашеву совместить в учебнике опыт российской и зарубежной журналистской школы.
«…Отечественная журналистика, – пишет Ненашев, – отнюдь не преодолела болезни роста. Переняв внешнюю раскованность и хлёсткость зарубежных коллег, наши акулы, акулины и акулята пера по-прежнему топят смысл написанного в море слов и, увлекаясь самовыражением, забывают порой о читателе». Возможно, именно эта книга поможет журналистам избавиться от многих недостатков, вызывающих иногда ироничное, а чаше откровенно негативное отношение к представителям профессии.
Легко стоять у картины Пабло Пикассо и думать про себя: «Эдак я тоже могу!» Легко читать в газете доходчиво написанную информационную статью и сокрушаться: «Да я ещё получше написал бы!» Но как только в руки попадает кисть или ручка, начинает твориться неладное: слова друг с другом не стыкуются и на полотне мазня... Мистика какая-то!
Учебник даёт возможность распрощаться с этой мистикой навсегда.