Завершено производство захватывающего приключенческого фильма «Анакоп» в постановке Евгения Соколова
В 1397 году генуэзские купцы, осваивая черноморское побережье нынешней Абхазии, отправили туда корабль с золотой статуей первоапостола Симона Зилота и драгоценным алтарным убранством. Всё это предназначалось для храма, который они хотели возвести на месте мученической смерти ученика Христа. Но корабль не доплыл до места, затонув недалеко от абхазского берега.
Взяв за основу эти исторические события, режиссёр Евгений Соколов (он известен зрителям по картинам «Тайна Голубой лагуны», «Прощайте, доктор Чехов!») снял четырёхсерийный телефильм «Анакоп». Сценарий написал Алексей Тимм («Стрелец неприкаянный», «Флеш.Ка»). Продюсер фильма – Максим Хусаинов («Граффити»).
В наши дни авантюристы разыскали в архивах координаты гибели генуэзского корабля и отправились на поиски сокровищ. Чтобы не привлекать лишнего внимания, они сняли комнаты в частном секторе у хозяев – русско-абхазской семьи Жоры Сотника (Владимир Ильин), его жены Изабеллы (Лариса Гузеева) и их 15-летнего сына Владика (Вася Прокопьев). Отличный аквалангист, подросток оказался втянутым в водоворот событий, развернувшихся вокруг любителей лёгкой наживы. Между тем среди авантюристов созрел внутренний конфликт, что нередко бывает, когда на кону стоят несметные богатства. А после того, как Владик обнаружил на затонувшем корабле сокровища, мальчишка превратился в лишнего свидетеля…
– Фильм снимался в двух местах, – рассказывает директор картины Светлана Иванникова. – Всё, что над водой, – это Абхазия. Всё, что под водой, снято в открытом море у берегов Мальты. Почему именно там? Потому что вода и подводный мир вокруг этого острова в Средиземном море очень красивы и весьма киногеничны.
В Абхазии снимали летом прошлого года, ещё до августовских событий в находящейся неподалёку Южной Осетии. И хотя на побережье тогда было всё абсолютно спокойно и безмятежно, руководство Абхазии по своей инициативе выделило съёмочной группе двух вооружённых охранников. На всякий случай. Но, слава богу, всё обошлось. Между тем от безделья эти бравые и симпатичные ребята не скучали – режиссёр задействовал их в фильме. Понятное дело, в качестве охранников.
Съёмки шли как-то легко и весело. Сказался профессионализм актёров и съёмочной группы. А может быть, ещё действовала и близость ласкового моря. Стоял самый разгар сезона – после рабочего дня всем хотелось побыстрее оказаться на пляже, а не переснимать дубли той или иной сцены. Да и местные жители принимали киношников из Москвы очень тепло и гостеприимно.
Кстати, когда приехали в Абхазию, первым, кого узнали местные жители, – это Васю Прокопьева, вспоминает директор картины. (Гузеева и Ильин приехали чуть позже.) А запомнили они юного актёра по фильму «Отец» с Алексеем Гуськовым, где Вася сыграл одну из ведущих ролей.
«Они его чуть не на руках носили, – рассказывает Светлана Иванникова. – Я в какой-то момент даже испугалась, как бы они парня не испортили, ведь всем нам, конечно, настойчиво предлагали испробовать чачи или вина».
«Анакоп» в переводе с абхазского «выступ». Если смотреть на прибрежную полосу Афона с самолёта, то Новоафонские горы выглядят выступом. Отсюда и произошло слово «Анакопия» – одно из древних названий Нового Афона, столицы средневекового Абхазского царства.
– В жизни каждого человека бывают такие выступы, когда важно не сорваться, не потерять эту птичью высоту, – говорит в конце фильма Жора своему сыну Владику. – Ты преодолел свой первый анакоп…
Средства на съёмки картины по результатам конкурсного отбора были выделены правительством Москвы в рамках городской целевой программы по созданию отечественных телефильмов.
– Помимо творческих задач, связанных с производством фильма, перед нами стояла ещё одна, не менее важная – вписаться в бюджет, – рассказывает Светлана Иванникова. – Мы уложились.
Светлана как-то скромно сказала об этой немаловажной в нынешних условиях задаче. Создатели фильма не просто уложились в отведённый бюджет. Когда картину увидели представители московского Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации, они даже поставили «Анакоп» в пример того, как надо грамотно продюсировать картину и расходовать бюджетные деньги: и в смету уложились, и сделали отличный телефильм.
Четыре серии по 46 минут действительно смотрятся на одном дыхании, хотя сами создатели фильма классифицируют картину скучным термином «кино для семейного просмотра». Однако в нём есть всё – и отличная игра актёров, и завораживающая интрига, и динамика приключенческого фильма, и великолепные надводные и подводные пейзажи.