Накопившееся за полвека научно-технологическое отставание СССР и России требует точного определения приоритетов дальнейшего развития. Что делать? Какие механизмы задействовать в условиях продолжающегося мирового кризиса?
Конечно, необходимо использовать весь комплекс возможных мер. Я бы хотел остановиться на одной из составляющих. У нас, как у богатой талантами страны, есть немало прорывных изобретений и разработок в разных сферах науки и технологий. Но очень часто они не подкрепляются патентами и не превращаются в реальные продукты и услуги. Причин хватает, на эту тему сломано немало копий. Вполне очевидно, при множественности задач, надо выделить самые важные, неотложные направления действий, установить их очерёдность.
Небывалая скорость появления новых технологий и бизнес-моделей цифровой экономики значительно расширяет возможности развития инноваций, которые помогли бы быстрее преодолеть технологическую зависимость России от мировых лидеров. И как раз цифровая экономика ускоряет прохождение всей инновационной цепочки – от изобретения или разработки до создания и выхода нового продукта или услуги на рынок.
Уже давно можно трансгранично обмениваться информацией и данными большого объёма между производителями и потребителями в режиме онлайн (эта система особенно выручает сегодня – при пандемии). Уже всё меньше надобности в посредниках между производителями и потребителями. Но, увы, у нас пока низок спрос на новые технологии и инновации.
Именно поэтому обязательным звеном всей инновационной цепочки должно стать со стороны государства, бизнеса и рынка исследование запросов на новые продукты и услуги. Это позволит иначе посмотреть на многое, в том числе на проблемы импортозамещения. Формирование спроса на инновации – серьёзная и непростая задача. Но тут пока, особенно наверху, или недопонимание, или недооценка важности задачи. Хотя есть и готовность, и интересные предложения разработчиков.
Также удивляет, что российский бизнес, особенно средний, не спешит осваивать сверхвыгодную сферу вложений. Либо нет понимания, как работать в сфере инноваций, либо нет нужных инструментов, либо бизнес от незнания боится высоких технологий. Надо разбираться. Но подсчитано, что эффективность инвестиций в цифровую экономику в 5–7 раз выше, чем в аналоговую.
Сегодня российские компании стараются, в первую очередь, снижать издержки, но мало или вообще не задумаются о развитии – как говорится, лишь бы день до вечера. Нужны новые стимулы, прежде всего налоговые. Есть и главный тормоз развития – бюрократия, волокита, бесконечные согласования. Например, для создания технопарка «Сколково» приостановили действие 110 законов, но этого мало. Вот в Китае для поддержки исследовательских центров университетов без лишних проволочек отменили около 600 законодательных актов. Это дало серьёзный толчок к развитию.
У нас фактически не работает система венчурного финансирования из-за страха уголовного наказания. Понимание проблемы есть (как есть и говорильня вокруг этого), но надо быстрее принимать действенные меры. То же самое относится к пробелам в законах о защите интеллектуальной собственности.
Многие цифровые инновационные продукты невозможно создать силами одной страны, и России надо занять подобающее место в ряду звеньев всей цепочки инновационной деятельности. В первую очередь это относится к её началу – прорывным разработкам и изобретениям, в чём у нас, кстати, сохраняются известные специалистам достижения. Нет ничего зазорного и в том, чтобы совершенствовать новые продукты и услуги, появившиеся в других странах.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана мы занимаемся инновациями, основанными на прорывных технологических решениях, которые открывают новые возможности и базируются, кстати, на лучших традициях русской инженерной школы, основанной ещё в первой трети XIX века.
У нас есть интересные предложения о применении искусственного интеллекта в медицине. Например, разработана новая система распознавания и «прочтения» мимики человека при удалённой ТВ-диагностике. Расшифровка съёмки веб-камерой позволяет точно определить состояние здоровья человека, его сердечно-сосудистой системы в онлайн-режиме. И сейчас в Госдуму внесён законопроект, предусматривающий разрешение на онлайн-осмотр пациентов в период чрезвычайных ситуаций и эпидемий. Очень важно, чтобы законопроект был как можно быстрее принят.
С помощью медиков у нас также создано умное устройство, которое позволяет даже непрофессионалу ввести больному лекарство в вену, поставить капельницу и т.п. Это может быть особо востребовано в отдалённых районах страны, где есть затруднения с квалифицированной медпомощью.
В стадии разработки внутрисосудистый робот для инвазивных исследований магистральных сосудов сердца и роботизированные аппараты для анализов крови без участия врача или лаборанта.
В Бауманке немало разработок, которые могут иметь двойное и тройное применение. Например, из-за разницы температур тела человека и его одежды возникает статическое электричество, которое, в частности, можно использовать как батарейку для персонального биохакинга – измерения пульса, давления и т.д., чтобы увереннее и осмысленнее следовать здоровому образу жизни, улучшать её качество.
В нашем Инновационном технологическом центре разработан уникальный радиолокатор для беспилотных летательных аппаратов малой и средней дальности. Наша радиолокационная система по массе не превышает 40 кг, то есть в разы легче имеющихся. На международном военно-техническом форуме «Армия-2019» эта разработка получила диплом первой степени. Её также следовало бы быстрее запустить на поток.
Цифровая экономика – экономика знаний, и это ещё одно пока не утраченное наше преимущество в сфере инноваций. В России хороший общий уровень образования, более высока централизация науки и экономики, что при всех плюсах-минусах может обеспечить синергетический эффект от объединения разных технологий в рамках цифровой экономики.
Конечно, без собственной высокотехнологичной элементной базы нам не удастся совершить желаемый прорыв. Это самая затратная составляющая цифровизации инноваций, но решать проблему необходимо. А пока тут разговоров больше, чем реальных достижений. Не до конца избавились и от гигантомании. Чем крупнее проект, тем больше желающих его освоить (ведь можно больше заработать!).
Технологическое отставание России имеет, кстати, и своё преимущество: можно избежать тупиковых вариантов развития, сконцентрироваться на наиболее перспективных направлениях и войти в число мировых лидеров. В условиях нынешней экономической и финансовой турбулентности надо маневрировать быстро и точно.
Дмитрий Репников,
кандидат экономических наук, зам. директора
Инновационного технологического центра
МГТУ им. Н.Э. Баумана
ФАКТ
В Инновационном технологическом центре МГТУ имени Н.Э. Баумана разработан уникальный радиолокатор для беспилотных летательных аппаратов малой и средней дальности. Эта радиолокационная система по массе не превышает 40 кг, то есть в разы легче имеющихся (на снимке: корпус радара – под фюзеляжем БЛА). На военно-техническом форуме «Армия-2019» разработка получила диплом I степени.